Болгарские власти, которые не в последнюю очередь несут ответственность за срыв проекта «Южный поток», теперь надеются на его «воскрешение» – премьер Борисов рассчитывает уговорить чиновников Еврокомиссии. Серьезно поговорить с Москвой и Брюсселем рассчитывают и в Белграде. Эксперты указывают на то, что шансы Болгарии выглядят призрачными, учитывая «вес» страны в ЕС и ее репутацию как ненадежного партнера.
Премьер Болгарии Бойко Борисов выступил за сохранение проекта «Южный поток», прекращенного по инициативе России – об этом в среду сообщило агентство Bloomberg. «Проект газопровода «Южный поток», предназначенный для поставок российского газа по Черному морю в Европу через Болгарию, является выгодным, и его необходимо сохранить», – заявил премьер-министр, выступая в болгарском парламенте.
Борисов сообщил, что во время предстоящего визита в Брюссель он планирует обсудить проблемы в связи с «Южным потоком» на высшем уровне, и попросил депутатов поставить перед ним конкретные задачи. «Есть вопросы, которые хотел бы обсудить с представителями Еврокомиссии. Хочу, чтобы Народное собрание поручило мне их задать. Хочу, чтобы предстоящий диалог получился максимально конструктивным», – сказал премьер-министр.
Борисов также сообщил, что договор о «Южном потоке» он не видел, и какую прибыль он может принести, ему неизвестно. «Никто из нас не видел официальной цифры, сколько средств Болгария будет получать от транзита газа через свою территорию, – сказал он. «Если это 400 млн евро в год, то это означает, что наша половина будет выплачена за несколько лет», – сообщил глава правительства. «Я об этом слышал, но официальной цифры я не видел, ее нет», – добавил он.
На восстановление договоренностей о строительстве газопровода «Южный поток» также надеется и Сербия, оказавшаяся в этой ситуации безвинно пострадавшей стороной. Сербский президент Томислав Николич накануне сообщил, что Белград намерен провести дополнительные переговоры с российскими и европейскими партнерами для получения разъяснений в связи с остановкой проекта. «Это похоже на игру в кошки-мышки между Западом и Востоком, (…) полагаю, мы об этом будем абсолютно серьезно разговаривать и с европейскими, и с российскими партнерами», – заявил Николич.
По его словам, в интересах Сербии выяснить, «чего можно ожидать, что мы потеряли, что, возможно, получим» в связи с ситуацией с поставками газа. Ранее президент Республики Сербской, входящей в состав Боснии и Герцеговины, Милорад Додик возмутился позицией развитых стран Европы, приведшей к блокированию строительства газопровода.
Поезд ушел
Директор Центра национальной энергетической безопасности Констатин Симонов считает, что для болгар и сербов поезд в «Южный поток» ушел, поскольку им надо было раньше проявлять заинтересованность в проекте. «Кто в свое время помешал болгарам дать нам разрешение прокладывать пути по своей территории? Сенатор Маккейн, который убедил президента Болгарии отказать нам в этом», – сказал Симонов газете ВЗГЛЯД. По словам политолога, у Болгарии, если бы она слушала не Маккейна, а саму себя, давно был шанс получать выгоды от «Южного потока». Сейчас такой приятной возможности у болгар не будет.
Симонов отмечает: проснувшийся интерес Болгарии к «Южному потоку» может быть вызван тем, что Россия в нем представляла болгарам очень льготные условия. «Болгарская сторона брала кредиты у Газпрома за счет будущих транзитных платежей, – поясняет эксперт. – Выторговав за наш счет для себя льготные условия, болгары сразу повели с нами нечестную игру». Видя, что Газпром взял на себя основную часть инвестиционной нагрузки, в Софии решили, что Россия и дальше будет решать все вопросы и проблемы с газопроводом, а Болгария как «братская страна» будет только получать преференции, отмечает Симонов.
По словам эксперта, к «Южному потоку» можно вернуться, но при одном условии: когда будут четкие договоренности со сторонами и гарантии выполнения этих договоренностей. «Раньше мы могли себе позволить риск идти на строительство до того, как закончим согласования с ЕС относительно Третьего энергопакета, – поясняет политолог. – Сейчас будет другой разговор: господа, если вы хотите вернуться к этой теме, то идите сами в Брюссель и сами договаривайтесь. Россия в плане Брюсселя умывает руки». Политолог напоминает: Сербия тоже долго не давала добро на проект. «Притом, в отличие от Болгарии, ей никто не мешал, Россия была готова сама решать в Брюсселе связанные с «Потоком» «сербские» вопросы, – говорит Симонов. – Сербский «брат» пытался усидеть на российском «стуле», при этом все чаще поглядывал на Европейский союз».
Комиссары по конкуренции
Напомним, в понедельник президент России Владимир Путин заявил, что страна не может в нынешних условиях продолжить реализацию «Южного потока». Решение об этом, как чуть позднее заявил министр энергетики Александр Новак, принял лично президент. При этом глава государства предложил Болгарии в связи с этим потребовать от Евросоюза возмещения упущенной выгоды по проекту.
Накануне еврокомиссар по бюджету и человеческим ресурсам Кристалина Георгиева заявила, что позиция Евросоюза по «Южному потоку» была направлена на создание конкуренции на рынке, чтобы защитить потребителей от риска повышения цен на газ.
При этом Еврокомиссия намерена продолжать переговоры с Россией и другими заинтересованными сторонами по «Южному потоку», несмотря на решение Москвы закрыть проект. ЕК ожидает, что Россия предоставит разъяснения в связи с отказом от реализации проекта «Южный поток».
Заметим, что Москва, поясняя решение прекратить проект, указала именно на неконструктивную позицию Болгарии – страны, которая должна была стать «первым звеном» для строительства газопровода на территории стран ЕС. В частности, президент Путин заявил: «С учетом позиции Еврокомиссии, с учетом того, что мы не получили разрешение от Болгарии, считаем, что Россия не имеет возможности развивать этот проект». «Начинать проект сейчас, когда не получено одобрение Болгарии, сами понимаете – нелепо», – добавил президент.
Под сенью ГЕРБа
Болгария, которую небезосновательно называли «самым слабым звеном» в Евросоюзе, заняла ввиду событий на Украине последовательно антироссийскую позицию, а в случае с «Южным потоком» столь же послушно следовала в фарватере политики Еврокомиссии. Этим отличается политика доминирующей в парламенте либерально-консервативной партии «Граждане за европейское развитие Болгарии» (ГЕРБ), возглавляемой премьером Борисовым. Как уже отмечала газета ВЗГЛЯД, после новости об отмене проекта «Южный поток» болгарские СМИ, общественность и политики стали обвинять правительство в том, что оно «прогнулось под ЕС».
Экс-министр экономики и энергетики Болгарии Румен Овчаров считает, что София не проявила себя надежным партнером в вопросе строительства газопровода «Южный поток» и оказалась проигравшей стороной.
«Очевидно, что никакой компенсации за приостановку проекта «Южный поток» Болгария не получит и окажется проигравшей стороной. Говорим спасибо Бойко Борисову (премьер-министру Болгарии), который успел за пять лет остановить все три больших инфраструктурных проекта в Болгарии, которые могли привлечь в страну огромные инвестиции и дать большой экономический эффект».
Впрочем, болгарский парламент, с трибуны которого выступал премьер Борисов, продолжает гнуть пробрюссельскую линию. В среду депутаты народного собрания отказались рассмотреть декларацию в поддержку «Южного потока», которую предложила оппозиция, передает ТАСС.
Против проголосовали депутаты Реформаторского блока и «Патриотического фронта», воздержалась партия ГЕРБ. За декларацию выступили представители Болгарской социалистической партии, партии «Альтернатива болгарского возрождения», правой партии «Атака», Движение за права и свободы (ДПС) и Болгарский демократический центр, однако для включения декларации в повестку сегодняшнего заседания их голосов не хватило.
«Болгария сама по себе не имеет никакого веса»
«Реализация проекта невозможна потому, что проект по геополитическим соображениям блокируется Еврокомиссией, а Болгария сама по себе не имеет в Евросоюзе никакого веса», – констатировал в комментарии газете ВЗГЛЯД председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике, главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов.
«У Венгрии, которая должна была стать частью этого проекта, тоже не хватает и не хватит влияния, а Сербия и просто «вне», – отметил эксперт. По мнению Лукьянова, возобновление проекта возможно «в том крайне маловероятном случае», если наши отношения с Евросоюзом качественно изменятся, и «они решат, что Россия надежный, нейтральный поставщик». Но, по мнению политолога, это из «области утопии». «Думаю, что в обозримом будущем с «Южным потоком» можно попрощаться», – полагает собеседник.
Реанимация проекта на уровне отдельно взятых балканских стран, по мнению Лукьянова, «нерациональна, поскольку Балканы не являются для России рентабельным рынком». Государства региона подходят только в качестве транзитного и попутного звена, при условии, что основными потребителями станут страны с крупными экономиками, такие как Австрия и Италия.
Недоверие и неблагодарность
«Доверие к Болгарии равно нулю, как в плане «Южного потока», так и вне этого плана», – сказал газете ВЗГЛЯД славист Вадим Трухачев, преподаватель РГГУ. – «Братушки» подставляют нас всю историю существования Болгарии как независимого государства».
Он напомнил, как Болгария воевала против России в Первую и Вторую мировые войны. «В социалистические времена продавали на Запад поставляемые из СССР энергоносители, и без того по сути находясь на содержании у Москвы». Собеседник добавил – в благодарность за братские чувства к Болгарии Россия получила от Софии следующее: демонтаж «Алеши», прекращение строительства АЭС в Белене и нефтепровода «Бургас – Александруполис». «Последней «ласточкой» стал «Южный поток»», – говорит Трухачев.
«Сербия другое дело, – говорит Трухачев. – Участие Сербии в «Южном потоке», если он будет реанимирован, будет выгодно и нам, и Сербии». «То, что Сербия будет задействована в том же проекте, что и Италия и Австрия, в сочетании с поддержкой России обезопасит Сербию от неприятностей с НАТО, которые обязательно не преминут быть», – говорит эксперт.
«Возможность возвращения к «Южному потоку» есть, но только путем обхода Болгарии, – заключает эксперт. – Маршрут должен идти через Турцию, Грецию, Сербию. Есть возможность, что захочет присоединиться Македония. А дальше, как и было намечено, надо держать курс в сторону Италии и Австрии».