Увидеть свою жизнь со стороны, найти выход из трудной ситуации, залечить душевные раны и просто воспрянуть духом – поход в музей может изменить нашу жизнь к лучшему, если знать, как правильно ходить по музеям.
При входе в любой крупный музей – будь то Эрмитаж или Лувр – мы, как правило, хватаем карту и проводим следующие два-три часа, летая стрелой от одного шедевра к другому, продираясь сквозь толпу ценителей к Моне Лизе и мужественно сражаясь с голодом и усталостью. А что если замедлиться? Провести чуть больше времени с картиной или скульптурой, которая чем-то привлекла, зацепила наш взгляд, пусть она и не знаменитый шедевр, которым принято восторгаться?
Отправляясь в музей, мы предвкушаем удовольствие – ни у кого нет желания штурмовать его, как крепость. Однако, по наблюдениям исследователей*, посетители проводят около одного произведения искусства в среднем всего 15-30 секунд. Наш сумасшедший ритм жизни приучил нас считать, что это нормально.
«Представьте, что вы ходите вдоль книжных полок в библиотеке, посматривая на корешки книг и попутно отправляя на свою страницу в соцсетях что-нибудь вроде «Сегодня я прочел 100 книг!», – приводит наглядное сравнение профессор психологии Джеймс О. Павелски (James O. Pawelski) из центра позитивной психологии при университете Пенсильвании (США). – По сути, именно так многие люди ведут себя в музее. Перед ними столько же искусства, сколько книжных корешков в библиотеке. Но невозможно по-настоящему увидеть картину, если просто бросить на нее взгляд, пробегая мимо».
Конечно, не существует единственно верного способа «прочувствовать» музей. Одним нравится по возможности быстро осмотреть все за один раз, другие хотят непременно увидеть и сфотографировать только мировые шедевры. Профессор Павелски и его коллеги, изучающие связь между позитивной психологией и гуманитарными науками, предлагают еще один способ – замедлиться.
Выберите одно крыло в музее или арт-галерее и начните прогуливаться, мысленно отмечая, какие картины притягивают к себе, а какие, наоборот, отталкивают или не вызывают интереса. Затем вернитесь к той картине, которая настойчиво зовет к себе. Скажем, если у вас есть час в запасе, можно побродить по музею 30 минут, а потом провести оставшиеся 20-30 минут возле картины или скульптуры, которая запомнилась больше других. «Двадцать минут в наши дни – все равно что три часа, — замечает Павелски. – Происходит удивительная вещь – вы начинаете по-настоящему видеть то, на что вы смотрите».
Джули Хейзлип (Julie Haizlip), профессор педиатрии в школе медсестер при университете Вирджинии (США), признается, что «замедленный» поход в музей перевернул всю ее жизнь. Вначале она была настроена скептически – целых двадцать минут на одну картину?! – и ни одно произведение искусства в музее Фонда Барнса, куда она отправилась с Павелски, не привлекло ее внимание. Потом она заметила красивую, меланхоличного вида женщину с красными волосами, совсем как у нее. Это был портрет проститутки «Монруж. Красная Роза» кисти Тулуз-Лотрека.
«Мне захотелось понять, почему у нее такой суровый взгляд на картине». Минуты текли, и профессор Хейзлип поймала себя на том, что мысленно сочиняет историю этой женщины. Ей показалось, что та чувствует себя загнанной в ловушку и несчастной, но в то же время – полной решимости найти выход. За ее плечом Тулуз-Лотрек написал окно – как возможность спасения, только обернись.
«На самом деле, стоя перед картиной, я проецировала на нее очень многое из того, что тогда происходило в моей жизни, и что я держала в себе, – говорит Хейзлип. – В конце концов, она помогла мне познать себя и найти выход». Педиатр интенсивной терапии по образованию, Хейзлип в тот момент искала возможность поменять работу, но не знала наверняка, чем хочет заняться. Три месяца спустя после своей встречи с картиной в музее она поменяла место работы, приняв предложение стать преподавателем в школе медсестер при университете Вирджинии. «За моей спиной действительно было окно, о котором я не знала, и которое никогда бы не увидела, не начни я смотреть на вещи по-другому».
Объяснить, что произошло с научной точки зрения, исследователям пока трудно, но ясно, что неспешное созерцание в музее может позитивно влиять на наше самочувствие, помогая восстановить связь с самим собой, почувствовать себя обновленным и вдохновленным, а не опустошенным. «Ощущение счастья, полноты жизни, душевного подъема, которые охватывают нас, когда мы концентрируемся на произведении искусства, сродни эффекту медитации», – считает Павелски.
Главное – не бояться искать свой способ проводить время в музее, пробовать новое. Например, можно захватить с собой наушники и бродить по залу под аккомпанемент любимой музыки, чтобы не раздражала и не отвлекала пустая болтовня других посетителей. Или заранее просмотреть каталог музея в интернете и выбрать отделы, которые совпадают с вашим хобби, интересами, будь то музыка или лошади. «Многие почему-то уверены, что в музее все обязаны вести себя определенным образом, – делится своими наблюдениями куратор образовательных программ музея Метрополитен в Нью-Йорке Сандра Джексон-Дюмонт ( Sandra Jackson-Dumont). – Ничего подобного, вы можете просто быть собой».
Скажем, в последние годы музеи начали проводить «День селфи» – любой посетитель может сфотографироваться рядом с картиной или скульптурой и опубликовать снимок в соцсетях. Большинство стараются при этом принять позу скульптуры или героя картины, около которой они стоят. «Возможно, кому-то это покажется пошлостью и признаком неуважения, – говорит Джексон-Дюмонт. – На самом деле, это отличный способ по-новому оценить произведение искусства, пропустить его через себя. Когда к нам в музей Метрополитен приходят с экскурсией слепые или частично потерявшие зрение посетители, мы предлагаем им проделать то же самое – это позволяет им лучше понять произведение искусства, о котором идет речь».
Пусть в следующий раз, когда вы отправитесь в музей, вас ведут интуиция, инстинкты и интерес. Кто знает, какие открытия вы для себя совершите.