Два главных российских оружейных концерна – Концерн «Калашников» и Завод имени Дегтярева, вступили в финальную стадию конкурентной борьбы за право стать главным производителем нового автомата. Ставка в этой игре – огромные заказы на автоматическое оружие для российских и зарубежных силовиков.
В начале декабря стало окончательно ясно, что новая боевая экипировка российских военнослужащих «Ратник» в полном объеме прошла все государственные испытания и вскоре начнет поступать в Вооруженные силы РФ. «Я могу с удовлетворением сказать, что государственные испытания «Ратника» на сегодняшний день полностью завершены. С конца 2014 года и в течение ближайших 3 лет экипировка будет поступать в Вооруженные Силы Российской Федерации» — передало РИА Новости слова генерального директора ЦНИИТОЧМАШа Семизорова, сказанные им на радиопередаче «Национальная оборона». Это означает, что госиспытания наконец-то прошел и один из основных элементов «Ратника» — комплекс стрелково-гранатометного вооружения, и теперь на вооружение российских военных вместо привычных «калашей» появится новый автомат. Но какой? Ответа от официальных лиц на этот вопрос до сих пор нет. И это – понятно. Тот, кто будет производить и поставлять новый автомат для российских Вооруженных Сил, получит огромные заказы не только от российских военных, но и от силовиков со всего мира.
Ковров против Ижевска
В конкурсе на новый автомат для российских ВС, объявленный в рамках государственной программы вооружений 2011-2020 года (ГПВ-2020) участвуют концерн «Калашников» (город Ижевск) и Завод имени Дегтярева (ЗиД, город Ковров). Оба предприятия хорошо известны и узкой, и широкой общественности. «Калашников», ранее носивший название «Ижмаш», производит более 80% боевого стрелкового оружия в России, в том числе знаменитые автоматы Калашникова (АК). «ЗиД» известен пулеметами, такими, например, как «Печенег», гранатометами и ракетами к ПЗРК.
«Калашников» выставил на конкурс АК-12, который начал создаваться в Ижевске еще при Михаиле Тимофеевиче Калашникове. «ЗиД» — автоматы А545 и А762, которые являются дальнейшим развитием автоматов АЕК-971 и АЕК-973, созданных ковровскими оружейниками в 80-х годах прошлого века.
Главное, (да простят меня оружейные эксперты и конструкторы обоих заводов), чем отличаются друг от друга ижевский и ковровский автоматы – механизм работы ударной группы. В АК-12 сохранена классическая ударная автоматика, которая вот уже более полувека верой и правдой служит во всех автоматах Калашникова и за это время завоевала признание более 100 миллионов пользователей АК своей простотой в эксплуатации и производстве. В основе А545 и А762 (разница между этими автоматами – в калибре – 5,45 и 7,62, соответственно) также как и их предшественников – автоматов АЕК, лежит принцип сбалансированной автоматики. В автоматах этой конструкции есть специальная деталь-балансир, масса которой совпадает с массой затвора. Во время выстрела затвор сдвигается назад, а балансир уходит вперед с той же скоростью, и за счет этого «гасит» импульс, создаваемый ударом затвора в крайнем заднем положении. Результат – повышение точности и кучности автоматического огня по сравнению, например, с АК-74.
По такому же принципу сконструированы автоматы АК-107 и АК-108, разработанные в Ижевске еще в конце прошлого века. Однако, как подчеркивал генеральный конструктор концерна «Калашников» Злобин, пример АК-12 показывает, что при умном подходе возможности классической ударной автоматики далеко не исчерпаны. «Да, мы рассматривали автомат со сбалансированной автоматикой АК-107 в качестве возможного варианта для ОКР «Ратник», но он сложен в изготовлении и конструкции. К тому же по итогам наших сравнительных испытаний АК-12 превзошел АК-107 по кучности стрельбы. Я считаю, если нам удалось в оружии с ударной схемой автоматики достичь кучности на одном уровне с оружием со сбалансированной автоматикой, то это уже победа. Не нужно городить огород и усложнять жизнь военных» — отмечал он автору этих строк в отраслевом журнале «Концерн Калашников».
Потаскай меня по грязи…
И ковровский, и ижевский автоматы намного удобнее и комфортнее для работы, чем их предшественники. За счет применения новых материалов и особенностей конструкции, вес автоматов удалось снизить до 3 кг. Новые автоматы прошли испытания и в главной оружейной лаборатории страны – ЦНИИТОЧМАШ, и войсках, и государственные испытания. Безотказность работы автоматов проверялись, например, при стрельбе с сухими (без смазки) деталями, при температурах от +50 до -50, при стрельбе в течение нескольких суток без чистки и смазки, при разных углах склонения и при повернутых вокруг продольной оси положениях. В общем, новые российские автоматы испытывали по полной программе. В конце ноября глава ЦНИИТОЧМАША Семизоров объявил журналистам, что государственные испытания стрелково-гранатометного вооружения по программе «Ратник» завершены. Но ясности о том, чей же автомат – ижевский или ковровский, примут на вооружение, больше не стало. «Государственные испытания закончены, все материалы, протоколы, акты сейчас находятся в государственной комиссии. Госкомиссия сейчас занимается обработкой результатов и в ближайшее время свое решение объявит», — передал ТАСС слова главы ЦНИИТОЧМАШа.
Компромиссное решение
Было бы крайне опрометчиво до решения госкомиссии объявлять имя вероятного победителя конкурса на производство и поставку нового автомата российским Вооруженным Силам. Поскольку комиссия, принимая свое решение, будет, очевидно, руководствоваться не только результатами испытаний и мнением военных (а оно, действительно, разное), но и экономическими соображениями. Усложнение любой конструкции неизбежно ведет к ее удорожанию. Поэтому главным принципом при принятии решения может стать принцип «разумной целесообразности», который будет весьма нелишен в нынешних экономических условиях.
Тем не менее, рискну предположить, что с большей долей вероятности на вооружение российской армии могут быть приняты оба автомата. Ижевский АК-12 – в качестве основного, базового армейского автомата, ковровские А545 и А762 – в качестве автоматического оружия для спецподразделений. И такой пример в российской практике уже был – с автоматом АН-94 «Абакан», сконструированным в Ижевске Геннадием Никоновым . Конструкция со смещенным импульсом отдачи, примененная в этом изделии, давала автомату очень высокую точность и кучность стрельбы — первые две пули шли буквально одна в другую. Но автомат все же не нашел широкого применения в армейской среде из – за особенностей эксплуатации свой конструкции.
Кроме того, далеко не последнюю роль в том, какой автомат будет принят на вооружение, сыграют лоббистские возможности претендентов. С одной стороны – предприниматель Игорь Кесаев , которому принадлежит контрольный пакет «ЗиДа», с другой – госкорпорация «Ростех», которой принадлежат 51% концерна «Калашников» и Алексей Криворучко и Андрей Бокарев, которым принадлежат оставшиеся 49%. С третьей стороны, вице-премьер по «оборонке» Дмитрий Рогозин, который горячо поддержал создание «Концерна «Калашников», но в то же время, будучи в Коврове, подчеркивал, что в стране должен быть создан оружейный холдинг под названием «Дегтярев».
Деньги на кону немалые. В ГПВ-2020 на закупку нового стрелкового вооружения для российских ВС заложено 25 млрд. руб. Только новых автоматов планируется закупать ежегодно не менее 50 тыс. штук. Плюс потребности других силовых структур – МВД, ФСБ, ФСО и тд. Плюс, естественно, перед победителем конкурса откроются двери на поставку своих новых автоматов по всему миру – от Алжира до Ямайки. Плюс «гражданские» версии нового автомата, которые под «военным» брэндом также будут продаваться по всему миру. В этих условиях, очевидно, госкомиссия не будет торопиться с официальным публичным объявлением победителя конкурса на производство и поставку нового российского общевойскового автомата.
2 комментария
ну да всё та же установка потаскай меня по грязи как будь то создают автомат для дикарей из 3 мира которые не знают что за оружием нужен уход и то что автомат можно валять в грязи это его основное достоинство
Не совсем так, некоторые недостатки АК являются как это не странно — его преимуществом.