Из Харькова в Нидерланды отправились последние грузовики с обломками малайзийского «Боинга». При этом на месте крушения остается значительная часть фюзеляжа, но голландские следователи утверждают: остальные фрагменты лайнера им не нужны. Между тем, как выяснили журналисты британской The Sunday Times, за несколько дней до катастрофы сотрудники Евроконтроля настойчиво рекомендовали Украине закрыть воздушное пространство над юго-востоком. Но киевские власти, не желая терять деньги от авиатранзита, проигнорировали совет специалистов.
Движение по автобану фурам с обломками малазийского «Боинга» власти Германии разрешили только в темное время суток. В сопровождении полиции первая из четырех колонн въехала на территорию Германии. Впереди немецко-голландская граница и пункт назначения — авиабаза Гильзе-Рийен.
«Мы находимся в районе Людвигсбурга на шоссе А4 прямо у границы. Сюда прибыла грузовая колонна из Украины, которая направляется в Голландию. В грузовиках — обломки пассажирского самолета, который потерпел крушение над территорией Украины», — поясняет представитель полиции Германии Томас Зейгарт.
Накануне все фрагменты сбитого над Донецком «Боинга» вывезли из Харькова. По такому же маршруту через Польшу и Германию колонны грузовиков направились в Голландию, которая проводит самое масштабное расследование в истории королевства.
«Это последняя колонна, которая покидает Харьков. Первая часть будет доставлена на авиабазу Гильзе-Рийен в течение недели. Родственники погибших будут присутствовать во время прибытия первого эшелона. Как только обломки доставят, комиссия начнет их изучение и подготовку к реконструкции частей самолета», — рассказал представитель Совета безопасности Нидерландов Аннек Бовенс.
Чем дольше идет расследование этой катастрофы, тем сильнее гнев и раздражение среди родственников погибших в небе над Украиной. Двадцать семей, чьи близкие были на борту «Боинга», объединились в требовании отстранить Голландию от разбирательства. Письмо, подписанное гражданами Бельгии, Германии, Нидерландов и Соединенных Штатов, адвокаты направили премьер-министру страны Марку Рютте.
«Так как Голландия приняла решение держать детали в секрете, это порождает все больше конспирологических теорий. Вы можете себе представить, что это означает для моих клиентов, которые потеряли родных? Они хотят знать, что произошло», — заявляет адвокат потерпевшей стороны Боб ван дер Гоен.
В этом письме, которое было обнародовано накануне, родственники жертв обвиняют власти в затягивании и даже провале расследования. Доверия нет никому, следствие идет из рук вон плохо.
«Единственный выход, который нам остается, — добиваться, чтобы правительство Нидерландов отстранилось от расследования и позволило ООН назначить спецпредставителя для проведения расследования, кого-то, кто имеет авторитет, как, например, Кофи Аннан или фигуру ему подобную. Поскольку сейчас никто не знает, кто чем занимается, и никто не понимает, что происходит. Что-то делают малазийцы, что-то голландцы, что-то австралийцы. Никакой координации со стороны Нидерландов сейчас нет!» – констатирует адвокат Боб ван дер Гоен.
Сомнения в компетентности и независимости комиссии подкрепляются данными, которые недавно обнародовали немецкие журналисты. Оказалось, что из промежуточного доклада, опубликованного в сентябре 2014 года, исчезло упоминание запрета для пилотов пользоваться эшелоном ниже 9 тысяч 750 метров.
Решение Киев принял после того, как за несколько дней до катастрофы «Боинга» над Украиной на высоте 6 тысяч 500 метров был сбит военный Ан-26.
В этом случае международные требования обязывают страну, на территории которой идут боевые действия, закрыть свое воздушное пространство над регионом на всех потенциально опасных высотах. Но Украина эти требования проигнорировала. Именно этот критический факт, как выяснили журналисты, по чьей-то просьбе из доклада был удален. О преступном бездействии властей Украины в своей статье пишет и британская газета The Sunday Times. Журналисты обращают внимание — Украину не раз предупреждали о необходимости обеспечить безопасность гражданских рейсов.
«В июле за сутки до падения рейса «Малайзийских авиалиний» МН17 Украину предупреждали о необходимости закрыть восток страны для гражданских рейсов, однако эти требования были проигнорированы. Источники в Евроконтроле, организации по безопасности воздушной навигации, сообщили, что в частных беседах указывали украинским коллегам о потенциальной угрозе с учетом того, что до этого были сбиты более 20 самолетов вооруженных сил Украины», — отмечается в докладе.
Ежегодно от авиатранзита бюджет Украины получал до 1 миллиарда долларов. Получается, что в данном случае деньги оказались для Киева дороже жизни 300 пассажиров.