План децентрализации Украины выгоден Киеву, но не Донбассу
7 декабря президент Украины Петр Порошенко, поздравляя громадян с Днем местного самоуправления, заявил, что готов начать процесс децентрализации власти. По словам Порошенко, «общины хотят жить по-новому и иметь больше возможностей».
Децентрализация (слово «федерализация» на Украине стало табу) была одним из основных условий мирного урегулирования ситуации в Донбассе. Порошенко обещал предпринять шаги по передаче полномочий местным властям еще в рамках предвыборной кампании. Но эксперты сомневаются, что предложенный им законопроект станет шагом в этом направлении. Бывший советник Виктора Януковича Андрей Портнов убежден, что план Порошенко приведет не к децентрализации, а к усилению президента и уменьшению полномочий правительства и местных органов власти.
«Президент предлагает усеять районы и области своими представителями, каждый из которых сможет приостанавливать любой акт органа местной власти, начиная от образования или здравоохранения и заканчивая вопросами земли или собственности», — написал Портнов в своем блоге и добавил, что без отмашки людей президента никакие решения приниматься не будут.
Тем временем, в Европе все настойчивей говорят о необходимости децентрализации. 27 ноября Евросоюз выделил 55 млн. евро в поддержку усилий украинского правительства по децентрализации. 5 декабря председатель ОБСЕ Дидье Буркхальтер заявил, что вопрос децентрализации – «ключ к долгосрочному и устойчивому решению» конфликта в Донбассе. Наконец, президент Франции Франсуа Олланд на встрече с Владимиром Путиным в Москве 6 декабря признал, что необходимо «гарантировать определенную автономность восточным регионам» при сохранении территориальной целостности Украины.
Кстати, о поддержке территориальной целостности Украины сказал и Владимир Путин, добавив, что «обе части этой территории нужны друг другу», но трудно представить себе территориальную целостность при экономической блокаде со стороны Украины.
Готов ли Киев предоставить реальные права регионам или это только пустые слова? И даже если дело дойдет до обсуждения автономного статуса Донбасса, согласятся ли на него представители ДНР и ЛНР? Ведь в прошлом многие из них, например, Александр Захарченко, заявляли, что республики никогда не вернутся в состав Украины…
— Сейчас Порошенко не готов к реальной децентрализации. Он прекрасно понимает, что его власть и возможности по принятию решений крайне ограничены как в Киеве, так и в регионах, — говорит директор украинского филиала Института стран СНГ Денис Денисов. – Президент не контролирует целые области, потому что там власть находится в руках либо представителей финансово-промышленных групп, либо других политических сил, которые теперь стали его конкурентами.
— А вообще децентрализация может помочь Украине на данном этапе?
— Это зависит от того, что под ней понимать. Если то, о чем говорилось изначально, то есть реальную федерализацию (так это называется в Европе, только на Украине почему-то стали говорить о децентрализации), это будет иметь смысл. Но, исходя из ситуации, в которой находится Украина сейчас, подобная реформа не даст никаких позитивных импульсов. Необходимо в первую очередь решить вопрос с гражданской войной, и только после этого говорить об административно-территориальном обустройстве страны.
— Франсуа Олланд на встрече с Владимиром Путиным упомянул некий автономный статус Донбасса. Европа готова рассматривать такой вариант?
— Было бы очень желательно, чтобы пришло понимание того, что Донбасс уже не может находиться на правах обычных областей в составе унитарной Украины. Необходимо искать пути решения этой проблемы. Можно предлагать разные варианты.
С другой стороны, мы же видим, что со стороны официального Киева нет реальных предложений по автономии, по расширению прав. Был принят закон «об особом статусе» Донбасса, который должен был показать, что некоторым районам Донецкой и Луганской областей предоставлены новые права и возможности. Но этот закон совершенно не был наполнен реальным смыслом. Он носил лозунговый характер и не проработал ни одного дня. Когда придет понимание того, что выстраивать диалог с представителями ДНР и ЛНР можно только на основе реальных реформ и изменений, тогда станет возможным конструктивное решение этой проблемы.
— Брюссель сможет надавить на Киев, чтобы такое понимание пришло поскорей?
— Европа заинтересована в стабилизации ситуации, безусловно. Другое дело, что, как мы полагаем, в этом не заинтересованы Соединенные Штаты. И вопрос в том, смогут ли Европа и США найти консенсус. От этого во многом будет зависеть развитие ситуации на Востоке.
Ведущий научный сотрудник Института русского зарубежья, представитель ДНР в Ростовской области Эдуард Попов считает, что в Европе ширится понимание того, что Украине нужна федерализация. Другой вопрос, согласятся ли представители народных республик на «особый статус».
— Реальную децентрализацию власти Порошенко не предлагает. Современное украинское государство всегда было сверхцентрализованным. Кстати, гораздо более централизованным, чем Российская Федерация, которую украинцы любят обвинять в «имперских замашках».
Проект «децентрализации» Порошенко направлен не столько на Донбасс, о котором он уже забыл, так как понимает, что этот регион не вернется в состав Украины, сколько на кланы и олигархические группы, которые противостоят президенту. Прежде всего, это касается губернатора Днепропетровской области Игоря Коломойского, который с помощью разных средств, в том числе создавая частную армию, ведет борьбу против Киева. Коломойский хочет расширить границы Днепропетровской области за счет территорий, которые временно контролирует в Донбассе украинская армия. Задача Порошенко – не допустить усиления и так чрезмерно сильного олигарха и губернатора.
Кроме того, Порошенко важно показать мировому общественному мнению, что Киев неустанно заботится о жителях Донбасса, и предоставляет им возможность для некоей самостоятельности. Это политическая завеса для ведения переговоров по статусу Донбасса. Реальной децентрализации не будет. Киев никогда не захочет лишиться своей ведущей роли.
— Почему тогда в Европе все чаще говорят о необходимости децентрализации Украины?
— Не только западная контрэлита, но и представители правящих кругов, включая президента Франции Олланда, постепенно понимают, что для предотвращения полного развала Украины необходима какая-то степень автономизации и федерализм. В противном случае от Украины отколется не только Донбасс, но и другие регионы. И не только на Юго-Востоке. Все громче заявляют о себе западные регионы.
На прошлой неделе у нас прошла пресс-конференция лидера русинского движения Закарпатья Петра Гецко, который заявил, что русины будут мирным путем добиваться федерализации Украины и реализации итогов референдума декабря 1991 года об автономном статусе Закарпатья. И одним Закарпатьем дело не ограничится, за ним последуют и другие западные области.
Поэтому Олланд, как более разумный политик, чем все украинские вместе взятые, понимает, что лучше вовремя дать немного, чем потом потерять все. Но украинская элита по своему моральному и интеллектуальному уровню не способная понять эту простую истину.
— А если все же Киев предложит автономии, примет ли ее Донбасс?
— Я считаю, что ни при каких федеративных или конфедеративных реформах на Украине Донбасс не вернется в состав этой страны. Там пролито и в эту минуту проливается очень много крови. Донбасс навсегда вышел из состава Украины, и это нужно понять и принять. Украина сделала все и даже больше, чтобы вызвать к себе ненависть со стороны жителей Донецка и Луганска.
— Тем не менее, Владимир Путин на встрече с Олландом сказал, что Россия поддерживает территориальную целостность Украины…
— Президент высказался совершенно верно. Но поддержка территориальной целостности Украины не означает, что мы поддерживаем унитарный статус украинского государства. Никакого противоречия здесь нет. Владимир Путин всегда говорил о том, что в переговорном процессе по урегулированию ситуации в Донбассе должны участвовать, как равноправная сторона, представители Донецкой и Луганской народных республик. И только в этом случае возможно разрешение конфликта.
Если Донбасс пойдет по пути полного выхода из состава Украины, что он сейчас и делает, думаю, Россия со временем де-факто или де-юре примет волеизъявление народа ДНР и ЛНР.
— Но сможет ли принять это Европа?
— Евросоюз – это одно, а отдельные страны, входящие в него – другое. Брюссельская бюрократия – это верный сателлит США, как и киевское руководство. На уровне официального Брюсселя едва ли прозвучат требования к федерализации Украины и реальному прекращению огня в Донбассе.
Но что касается отдельных национальных государств, то число сторонников мирного разрешения конфликта, автономизации Донбасса, федерализации Украины растет. В целом ряде государств, прежде всего, это страны Вышеградской группы, все чаще звучат требования прекращения огня и осуждения Киева за его, мягко говоря, негуманную политику. Они высказывают и сомнение относительно перспектив вхождения Украины в Евросоюз.
Эти настроения еще больше господствуют среди рядовых граждан. Вопрос времени, когда скептическое отношение к Киеву возобладает и в Западной Европе. Повторюсь, что вряд ли мы услышим такие заявления от официального Брюсселя. Но даже выпадение нескольких кирпичиков из общеевропейской стены будет большим достижением. Я настроен оптимистично и считаю, что эта позиция будет расширяться.
Директор украинского Фонда гуманитарных стратегий Михаил Павлив считает, что Киев ни при каких обстоятельствах не предоставит Донбассу автономию.
— За предложенным проектом децентрализации решение гражданского конфликта не стоит. Но у власти и нет такой задачи. У этой «децентрализации» совсем другие цели. Во-первых, усиление президентской или премьерской вертикали власти. Сейчас идет негласный торг за то, кому именно будут принадлежать эти полномочия.
Во-вторых, на местные власти перекладывается ответственность за «социалку». По этому проекту выполнение значительной части социальных обязательств ляжет на плечи не центрального, а местного бюджетов.
— В таком случае, и налоги должны оставаться в местных бюджетах?
— Все последние годы пропорция перераспределения средств увеличивалась в пользу Киева. В этом были едины и Кучма, и Ющенко, и Янукович. На последнем этапе в местных бюджетах оставалось менее 20% собираемых налогов и сборов. Возможно, сейчас эта сумма будет немного увеличена, но только для того, чтобы центральные бюджеты сняли с себя выполнение социальных гарантий. Скорее всего, основная часть налогов, как и раньше, будет перечисляться в Киев. Если бы формула перераспределяла хотя бы 50 на 50, можно было бы говорить, что какая-то бюджетная децентрализация произошла. Но я в этом сомневаюсь.
Реальной децентрализацией этот проект не является. В нем практически не заложены гуманитарные аспекты. Сейчас что-то говорят о региональных языках, о культурных особенностях, но это не решает гражданского конфликта. Это скорее имитация.
— Но на встрече Олланда с Владимиром Путиным прозвучали слова об особом статусе Донбасса…
— Ни Европейский Союз и его члены, ни Россия не влияют в этом вопросе на принятие решений украинскими властями. В принципе, они могут говорить все, что угодно. Но никаких предпосылок для автономизации на территории Украины я пока не вижу. Не вижу ни желания, ни политической воли украинских властей.
Тут даже нечего обсуждать. Риторика и мессиджи президента и кабинета министров однозначны – никакого изменения статуса территорий. Политико-административной реформы не предполагается, децентрализация касается только некоторых факторов межбюджетных отношений и незначительного изменения формата администрирования.
— Чем же объясняется такое упорство и уверенность в себе киевского руководства?
— По-видимому, позицией Соединенных Штатов, которые сегодня стали основными союзниками центральной украинской власти. А также пониманием собственной политической позиции. Для них самоочевидно, что они должны идти до конца по пути максимального унитарного устройства Украины.
Также можете посмотреть все новости Украины за сегодня