По мнению законодателей, талантливая молодежь со школьной скамьи должна чувствовать поддержку государства.
Депутат Госдумы, глава юридической службы КПРФ Вадим Соловьев готовит проект закона о внесении изменений в ст. 36 «Стипендии и другие денежные выплаты» и гл. 7 «Общее образование» Федерального закона «Об образовании в России». Изменения направлены на создание института интеллектуального резерва из учащихся общих средних образовательных учреждений, а также на создание системы финансовой поддержки одаренных школьников. По мнению законодателя, талантливая молодежь со школьной скамьи должна чувствовать поддержку государства, а само государство заинтересовано в том, чтобы находить уже на начальных этапах образования как можно больше перспективных детей, которые в будущем могут занять значимые должности в различных отраслях.
Ранее президент Владимир Путин в своем ежегодном послании Федеральному собранию говорил о необходимости поддержки талантливых детей. Среди прочего президент отметил, что государство должно предусмотреть дополнительные возможности поддержки для тех, кто уже в школе проявил склонность к техническому и гуманитарному творчеству.
Также Владимир Путин предложил выплачивать таким детям после их поступления в вуз 5 тыс. грантов по 20 тыс. рублей ежемесячно.
Соловьев, предлагает не ждать, пока дети поступят в вуз, а выплачивать стипендии школьникам 7–11 классов. Стипендиаты будут выбираться на основе конкурсной системы Минобрнауки. Сам механизм отбора лучших и определение уровня стипендии, которую предлагают выплачивать из федерального бюджета, Соловьев предлагает оставить за образовательным ведомством. Ориентиром для установление стипендии лучшим школьником парламентарий предлагает взять минимальный уровень стипендии студентов 1–2 курсов вузов, учащихся на 4 и 5, — 6307 рублей.
— Это очень актуальный вопрос. Главное богатство нашей страны — это мозги. А гении, как известно, не всегда рождаются во дворцах, часто они рождаются и в хижинах. И чтобы талантливые ребята не потерялись, чтобы они смогли продолжить развивать свой талант и стать для нашей Родины действительно нужными специалистами, их надо определять и поддерживать на самых начальных этапах, — сказал Соловьев.
По словам депутата, КПРФ готовит не только поправку о стипендиях для школьников, но и сама приняла решение учредить свои стипендии.
— Внутри партии сейчас обсуждается, в каком количестве будут такие стипендии и их объем, — сказал он.
По словам члена общественного совета при Минобрнауки народного учителя России Майи Пильдес, талантливых детей из не самых обеспеченных семей немало и стипендия станет для них поддержкой. Также она отметила, что сейчас уже есть практика единоразовых грантов для талантливых школьников, в том числе и из частных финансовых источников.
— Такие дети, безусловно, есть. Определять, что именно они достойны получить такую постоянную стипендию, нужно не путем сбора их родителями справок, а по реальным результатам олимпиад, соревнований. Сейчас ребятам помогают получать гранты высокие результаты по итогам сдачи ЕГЭ, — сказала она. — Я рада, что президент затронул эту проблему. Это является сигналом для всех, сигналом к тому, что и состоятельным людям стоит думать не только о личном обогащении, но и о будущем своей страны.
Сегодня существуют различные гранты и стипендии, а также иные поощрения для российских школьников, которые они получают в основном от европейских и американских фондов и организаций, занятых поиском талантливой молодежи для обучения в иностранных вузах. Так, оценку знаний российских школьников и их способностей проводит компания EF International Academy, учредившая стипендию Бертиля Халта и проводящая конкурсы для российских школьников 9–11 классов. Призами конкурса являются будущие стипендии на обучение за рубежом. Конкурсы для школьников в России также проводят Американские советы по международному образованию, Американский университет в Болгарии, международная организация ASF IP, Бюро образовательных и культурных программ Госдепартамента США, Немецкий культурный центр имени Гете и др.
Член комитета ГД по обороне Виктор Водолацкий заявил «Известиям», что государство должно создавать условия для того, чтобы талантливые дети чувствовали именно российскую заботу и признание их таланта, а не следовали за западными идеалами.
— Отметив в своем послании важность создания интеллектуального резерва, наш президент дал старт для размышлений в этом направлении многим организациям, государственным структурам. И это очень важно. Ведь решив эту задачу, мы не просто поможем детям пробиться, мы воспитаем себе талантливых сотрудниках в разных областях, наблюдая и поддерживая их еще со школьной скамьи, мы дадим им уверенность, что их страна нуждается в них, повысив тем самым престиж образования и работы в РФ, и ребята сами не захотят оставлять свою родину в поисках работы за рубежом, — считает парламентарий.
Директор тамбовского лицея № 14 Геннадий Любич также считает, что талантливых детей нужно поддерживать уже со школы.
— У нас очень много учеников, которым реально требуется финансовая помощь. И ее частично оказывает государство: бесплатное питание, иногда — школьная форма. В некоторых школах попечительские советы принимают решения о материальном поощрении лучших учеников. На уровне города и Тамбовской области у нас очень много делается для поддержки талантливой молодежи, и на конкурсной основе дети получают деньги, — рассказал он. — Конечно, я согласен с тем, что поддержку талантливых детей надо начинать именно со школы. И не потому, что им не на что учиться. Поддержка нужна как признание в школе, признание среди одноклассников, как стимул к вере в себя и дальнейшим победам.