Статьи

В контексте Турции и иных аспектов текущей геополитической игры России

Собственно сейчас заметна разность стратегий ЕС/США и России в контексте текущего противостояния (в острой фазе).

Стратегия ЕС/США основывается на формировании проблемного узла в отношении с Россией в контексте украиноцентричности, т.е. сведение всех вопросов к Украине. ЕС/США полагают, что позиция России по Украине является слабой.

Стратегия России — веерное распределение, т.е. активизация на переферических направлениях, с целью фиксации геополитической роли России. Для России свет клином на Украине не сошелся. Как минимум уже активно играет турецкое и Южнокорейское направление (заявления Трутнева и Якунина о стратегиях на Корейском полуострове, причем это направление активно развивается даже без активного участия лично Путина, вполне хватило его визита в ноябре 2013 года после которого активизировались все работы и были взаимно отменены визы).

Более того, возникает у меня мнение, что Россия начала использовать украинскую тему в качестве красной тряпки, которой машут перед мордой быка. Публичная стратегия России четко обозначена. Мы выступаем за прекращение огня, в качестве места переговоров приветствуем выбор Минска. Но на фоне украинских событий, Россия разворачивает внешний вектор так, что в этом контексте могут быть вполне осязаемые успехи.

Это напоминает один бородатый анекдот.
Иосиф Виссарионович на заседании СНК говорит:
«Предлагаю расстрелять половину состава СНК, как врагов народа и покрасить усы товарища Буденого в зеленый цвет»
Присутствующие: «Иосиф Виссарионович, а зачем усы Буденого красить?»
Сталин: «Я так и знал, товарищи, что первый вопрос ни у кого возражений не вызовет».

Тут примерно то же. На фоне Украины все другие действия России не вызывают какой либо внятной реакции.

Что касается Турции, то восхитительной является реакция ЕС. Возникает ощущение, что ЕС абсолютно рефлексивно дернулась в направлении Турции, осознавая, что ситуацию «проспали», а делать что-то нужно. Шаги, которые сейчас предпринимает ЕС выглядят очень опрометчивыми и даже истеричными. И резкое ускорения как бы принятия Турции в ЕС и истерические требования к турецкому правительству и т.д. При этом одновременно, теряется качество игры и уходит концентрация внимания на других направлениях

Что касается «Южного Потока», то создается ощущение опять же провала в позиции ЕС, касательно Южного Потока. Третий энергетический  пакет в отношении Южного Потока ЕС рассматривало в качестве своего стратегического оружия в игре против России, своеобразного средства для перманентного шантажа. Но вот вдруг проект «Южный поток» исчезает (хотя это противоречит всем канонам бизнеса, т.к. от проектов с такими капиталовложениями и перспективами так быстро и  просто не расстаются. здесь видится фундаментальная ошибка в восприятии — для России Южный Поток это не только бизнес, но и вектор геополитики, а тут можно и поступиться некоторыми издержками). В результате «оружие» становится не функциональным, применить его негде … В результате совершенно абсурдные мантры Еврокомиссии о том, что Южный Поток закрыт не окончательно и т.д. …

Что касается визитов:

В.В.Путин совершит ряд визитов. 10 декабря — Узбекистан, 11 декабря Индия.

Визит в Узбекистан — точно будет обсуждаться вопрос энергетики, связанный с российскими инвестициями в узбекский газ. Точно будет обсуждаться комплекс угроз, связанных с ситуацией в Афганистане и будет еще раз озвучено предупреждение в наличии угроз Узбекистану (в т.ч. вероятно будет обращено внимание на проблему фиктивности американских гарантий). Наконец, третьим пунктом должен стать вопрос о Киргизии в ЕАЭС, т.к. одним из тормозов к вступлению в ЕАЭС Киргизии является позиция Узбекистана (в контексте водных конфликтов, проблем узбекского меньшинства в Киргизии, проблем узбекско-китайского транзита и т.д.). Полагаю многие опросы должны быть сняты. По крайней мере принятие в ЕАЭС Киргизии не позднее первой половины 2015 года является одной из стратегических задач.

Визит в Индию. Это очень странный визит, каких не может быть в международной дипломатии. Напомню, что еще 11 ноября! За месяц до визита в Индию! Песков впервые заявил о том, что «до конца текущего года будет организован полноценный визит Путина в Индию»Это означает, что еще не согласованы ни сроки, ни окончательная повестка (так большие визиты не организуют, там дата известна минимум за год). При этом, официально фигурирует формулировка  »по приглашению премьер-министра Индии»! Подготовительный визит в Индию проводил 5 ноября Рогозин, видимо тогда были достигнуты некие договоренности, которые и составят значительную часть программы визита.
Кстати. Премьер-министр Индии Нарендра Моди во время встречи со своим российским коллегой Дмитрием Медведевым на саммите АСЕАН(13 ноября)подчеркнул: «Россия является нашим самым близким другом, Индия надеется, что предстоящий визит Владимир Путина поднимет качестве индийско-российских отношений на новый уровень».

Что может быть с Индией:
Во-первых, это первая большая встреча Путина и нового премьер-министра Моди в режиме 1 на 1.
Во-вторых, атомная энергетика. Может быть подписан мегаконтракт на строительство более чем 20 энергоблоков для Индии. Это работа на десятилетия, а значит и стратегический мостик присутствия России в Индии.
В-третьих, продвижение ГЛОНАСС. Предполагается совместно производство приемников ГЛОНАСС и ориентация Индии на услуги ГЛОНАСС.
В-четвертых, закупка Индией и производство в Индии, самолетов Сухой СуперДжет-100.
В-пятых, согласование позиции по созданию зоны свободной торговли ТС-Индия.
В-шестых, согласование позиций по участию Индии в работе ШОС. Это видимо будет работа в контексте организация мега саммита в Уфе в 2015 году (одновременно саммит ШОС и саммит БРИКС).
В-седьмых, фигурирует весьма расплывчатая формулировка, что будут подписаны соглашения в области военного сотрудничества. Что это не ясно, но представляется крайне интересным.

Кстати. В начале 2015 Путин совершит визит в Египет (этот визит готовился достаточно долго и с весьма значительными видами на будущее сотрудничество).

ГЕОПОЛИТИЧЕКИЕ СТРУКТУРЫ

БРИКС — глобальный экономический интегратор, нацеленный на формирование специфического экономического порядка в мире. При этом каждое из государств, участников БРИКС является по сути доминантой в рамках своих экономических зон.

Россия сопряжена, как минимум, с Казахстаном, Белоруссией и Арменией (через институты ТС и в будущем ЕАЭС), в потенциале — Киргизия, Таджикистан, Украина, Молдавия.

Китай, в свою очередь, структурирует азиатский сектор — через товарообмен: юань — национальные единицы. Но Китаю очень сложно сформировать прямой вектор влияния, поскольку насколько азиатские страны готовы торговать с Китаем, настолько же они не готовы говорить с ним о совместных планах (в Восточной Азии китайцы известны своим коварством — исходя из наблюдений в Южной Корее, да и территориальных споров у Китая нет, пожалуй только с Россией).

Сейчас благодаря усилиям, в том числе и России, к системе взаимодействия с БРИКС, «подвязываются» Южная Корея (газопровод, железная дорога) и Вьетнам. ЮАР фактически контролирует рынки ряда других южноафриканских государств. Бразилия — структурирует Южную Америку и потихоньку подтягивает к позиции БРИКС — Аргентину. Индия имеет системное влияние на Шри-Ланку, отчасти Мньянму и Афганистан.

БРИКС —  это страны не только экономические, но и имеющие политический вектор влияния (условно ассоциация ведущих региональных держав). В контексте будущего развития можно предположить подтягивание к институтам БРИКС ряда других государств имеющих аналогичный, хотя и меньший по величине характер.

Наверняка Вам прекрасно известен такой термин МИКТА — это созданное в 2013 году объединение Мексики, Индонезии, Южной Кореи, Турции и Австралии. Так вот, текущий вектор действия БРИКС, направлен на включение МИКТА в свою орбиту. Активно идет процесс включения по Южной Корее  и Турции, чуть хуже дело обстоит с Индонезией и Мексикой. Австралию видимо придется заменять на Нигерию из-за упоротой позиции первой. Эти государства имеют характер региональных связующих держав. Фактически кроме них с точки зрения влияния остается только Египет (тут все нормально) — контроль севера Африки, Иран (тут сложно, но движется) — элемент контроля Центральной Азии.

Естественно из списка сейчас вылетают — США, Канада, Австралия, Япония, ЕС. Но это уже противоборствующая группа в борьбе за новый мировой порядок. По большому счету на чьей стороне будет МИКТА + Нигерия + Египет + Иран и будет зависеть будущее экономическое устройство мира.

ШОС — это прообраз регионального ООН, т.е. конструктивная модель, направленная на организацию стабильности в Азии. Военным блоком он не станет, хотя может иметь что-то вроде миротворческих структур. И естественно Турции и Иран там самое место, так же как Индии и Пакистану.

ЕАЭС — это чисто российский конструкт, являющийся прообразом будущего политического интеграционного объединения в рамках бывшего СССР.  Создание ЕАЭС очищает ТС от политики, позволяя стать эффективным механизмом экономического развития. ЕАЭС же в будущем будет сферой, которой определится зона непосредственного геополитического влияния России (российский рынок, российское пространство, куда недопустимо вторжение конкурентов). С ЕС сейчас идет большой спор по поводу разграничения этих сфер влияния. Россия рассчитывает на весь экс СССР и вероятно часть Балкан, делая шлюзом страны Восточной Европы. ЕС рассчитывает на выбивание из-под прямого влияния России ряда стран экс СССР — делая их фактически буфером (Молдавия, Украина, Грузия, рассчитывали на Армению для перекрытия выхода на Иран, но не срослось).

Источник

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.