В России

Дмитрий Медведев: Кризис в России продолжается с 2008 года

Но бюджет-2015 пока пересматривать не будут

Дмитрий Медведев дал интервью пяти российским телеканалам в должности главы правительства в третий раз (ранее еще четыре раза он выступал как президент). В своем последнем выступлении он фактически отвечал не только на вопросы журналистов, но и отчитывался перед Владимиром Путиным, который 4 декабря в одиннадцатый раз обращался с Посланием Федеральному собранию. Премьер сыграл роль оптимиста — по его словам, хотя кризис в мире продолжается с 2008 года, в России не так все плохо: Крым наш, Олимпиада выиграна, а ВВП еще немного растет. Не теряется Медведев и перед глобальными вызовами — катастрофическими падениями цен на нефть и курса рубля, западными санкциями и раскручивающейся инфляцией. Пока правительство не собирается пересматривать бюджет-2015, а сам премьер — состав кабинета министров. Медведев не пасует и перед Путиным. Он поспорил с президентом о валютных спекулянтах.

В последнее время правительство находилось «в тени». Даже несмотря на события, происходящие на сырьевых и валютных рынках. Отдуваться в основном приходилось ЦБ. Отдельные министры — главы Минфина Антон Силуанов и Минэкономразвития Алексей Улюкаев, а также первый вице-премьер Игорь Шувалов — пытались успокоить население, но с переменным успехом. Все ждали выступлений Владимира Путина или на худой конец главы Банка России Эльвиры Набиуллиной.

Не случайно в конце ноября поползли слухи о неизбежной отставке правительства. На место премьера прочили советника президента Сергея Глазьева или, наоборот, бывшего министра финансов Алексея Кудрина.

Однако 4 декабря, выступая перед Федеральным собранием, президент не стал критиковать действующее правительство и поручил министрам реализовать директивы, направленные на улучшение инвестиционного климата.

В своем интервью телеканалам Медведев подтвердил, что правительство меняться не будет. Кабинет министров давно стал единой командой, хотя отдельные изменения в его структуре происходили, происходят и будут происходить. Например, были образованы новые министерства — по Дальнему Востоку, Крыму. Отдельные ведомства, напротив, упразднены. Так, было расформировано Министерство по региональному развитию, а его бывший глава Игорь Слюняев, поменяв фамилию на историческую — Албин, стал вице-губернатором Санкт-Петербурга по ЖКХ.

Но, чтобы сохранить свои кресла, министрам придется потрудиться. Во-первых, стабилизировать курс рубля (это задача не только ЦБ). Как подчеркнул Медведев, национальная валюта «избыточно переослаблена, то есть недооценена». Премьер уверен, что переоценка рубля состоится, правда, не назвал сроки. Он призвал «не устраивать особой истерики». «Просто нужно набраться терпения», — отметил Медведев. Премьер напомнил, что во время прошлого кризиса часть россиян устремилась в пункты обмена валюты, чтобы конвертировать рубль в другую валюту, но впоследствии произошло его укрепление, и люди потеряли деньги.

Напомним, что тогда пик падения «деревянный» достиг в феврале 2009 года, опустившись до 36 рублей за доллар, но потом быстро укрепился до 28,7 рубля к ноябрю того же года.

Во-вторых, в обесценении рубля прежде всего виноваты котировки нефти, снизившиеся за полгода почти вдвое. Кроме того, нельзя забывать о санкциях со стороны Запада, подчеркнул премьер, которые лишили Россию доступа к мировым финансовым рынкам.

Медведев даже позволил себе поспорить с Путиным, который в своем Послании к Федеральному собранию заявил, что рубль прежде всего «унижают» валютные спекулянты, которых власть скоро ликвидирует. Премьер, в свою очередь, отметил, что всякого рода спекуляции с национальной валютой — довольно обычное явление. Если это происходит в обычной ситуации, то по сути балансирует финансовую систему.

Сейчас ситуация другая. «Целый ряд компаний должен платить по долгам. Это крупные компании, которые должны накапливать довольно длинные валютные позиции и потом рассчитываться по контрактам. В этом случае они не осуществляют продажу валютной выручки, и происходит так, что валюта в достаточном количестве на валютный рынок не поступает», — отметил Медведев. Чтобы этого избежать, нужно, по его мнению, не «убивать» валютных спекулянтов, а вести переговоры с компаниями, чтобы они более ритмично, более равномерно осуществляли свои продажи валюты.

ЭКСПЕРТЫ «МК»

МЕДВЕДЕВ О РУБЛЕ:

«На ситуацию с курсом рубля оказывает влияние целый ряд факторов. Если цена на нефть, по сути, изменилась в два раза, это привело и к ослаблению рубля. Второй фактор — это то внешнее воздействие на нашу страну».

Василий СОЛОДКОВ, директор Института банковского дела ВШЭ:

— Обвал курса рубля действительно прежде всего связан с падением цен на нефть. Второй причиной является то, что правительство всеми силами последние пятнадцать лет боролось с малым и средним бизнесом. В результате теперь нет необходимого демпфера, который мог бы прикрыть рост цен на импорт. И самое главное — это введение ответных российских санкций, после чего импорт существенно подорожал. Затраты на логистику выросли: одно дело везти лосось из Норвегии и совершенно другое — из Чили. Сейчас в ослаблении национальной валюты винят исключительно спекулянтов. Но спекуляция — это лишь следствие. Она начинается тогда, когда процесс резкого ослабления курса запущен. В настоящее время 90% сделок на валютном рынке — спекулятивные. То, что касается заявления Медведева о том, что компании должны равномерно покупать валюту, то в действительности компании должны покупать, только когда они посчитают это нужным. Дело в том, что если происходит девальвация, то надо покупать сейчас. Это вполне естественное поведение. У нас нет ограничения по движению капитала, а это означает, что компании вправе приобретать валюту, когда посчитают нужным.

Михаил БЕЛЯЕВ, главный экономист Института фондового рынка и управления:

— Думаю, что здесь действительно не обошлось без спекулянтов, которые, пользуясь инсайдерской информацией, использовали колебания курса в своих интересах. Более того, своими действиями они вызвали еще большее падение рубля. Мне тут ближе позиция Владимира Путина, который в своем Послании Федеральному собранию заявил, что пришло время «отбить охоту у так называемых спекулянтов». При этом президент уточнил, что властям известны эти самые спекулянты. Позже глава Службы внешней разведки Михаил Фрадков заявил, что за спекуляциями на курсе рубля стоят иностранные инвестиционные фонды. Но тогда чего мы ждем, раз все так прозрачно? ЦБ и правительство должны предоставить Путину доклад по борьбе со спекуляцией к 25 декабря. Почему ЦБ надо давать еще целых две недели для подведения итогов? На мой взгляд, мегарегулятор должен предоставить такие данные максимум в течение двух дней.

МЕДВЕДЕВ О ДЕОФШОРИЗАЦИИ:

«Ребята, пора возвращаться. Потому что у нас будет не хуже, чем в других местах. Первый вопрос — что подлежит амнистированию, и вот это еще требует отдельного обсуждения: только ли деньги или же это может быть и иное имущество, которое человек задекларирует… И второе — от какой ответственности в данном случае освобождается лицо, которое продекларировало эти деньги или иные активы. Это прежде всего налоговая ответственность — это очевидно, но может быть и какая-то другая».

Михаил БЕЛЯЕВ, главный экономист Института фондового рынка и управления:

— Амнистия предполагает, что прощается все, без всяких претензий к деньгам или имуществу. Не должно быть ни налогового, ни уголовного преследования. Дело в том, что деньги, которые «утекли» за границу, — это не обязательно средства, полученные преступным путем. Это может быть капитал, который просто не нашел применения в России. Кроме того, нельзя забывать про сроки. Вернуться сможет капитал, который был вывезен десять лет или двадцать лет назад? Все эти моменты должны быть учтены при разработке документа.

МЕДВЕДЕВ О «НЕФТЯНОЙ ИГЛЕ»:

«Зависимость от нефти в нашей стране сформировалась не сегодня, а в 60–70-е годы. Именно тогда мы подсели на эту самую «нефтяную иглу» и воспользовались преимуществом, которое давала цена на нефть. Всякого рода колебания на рынке нефти и газа в конечном итоге отражаются на нашей экономике. Но есть и преимущество — когда цена на нефть растет, мы можем сделать некий запас. В конечном счете, нам с этой «нефтяной иглы» нужно слезать».

Константин СИМОНОВ, директор Фонда национальной энергетической безопасности:

— Чем больше говорится о том, что нужно слезать с «нефтяной иглы», тем больше наша зависимость. Совсем нехорошо, когда подобные заявления звучат из уст премьер-министра, который, учитывая президентский срок, уже много лет стоит у руля власти. При его непосредственном участии зависимость бюджета от нефтегазовых доходов постоянно росла и сейчас перевалила за 50% (в 90-е годы этот показатель был на уровне 40%). Правительству необходимо научиться использовать эти возможности, как это происходит, например, в США, где уровень добычи примерно сопоставим с нашим.

Источник

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.