Финансы

Греф на защите валютных спекулянтов

grudyu-za-valyutchikov-547-460981

Чудится мне, что вовсе не общемировое падение цен на нефть обрушило стоимость рубля. Свою лепту сниженная цена барреля, разумеется, внесла, но основная причина абсолютно искусственная и появилась она не извне, а зародилась внутри страны. В первую очередь, рубль падает из-за того, что в игру вступили финансовые воротилы.

Сложившиеся экономические условия оказались отличной возможностью для того, чтобы срубить легких денег. Схема проста до примитива. Курс валится, центробанк, дабы его удержать, начинает интервенции, выбрасывая на рынок валюту и поднимая тем самым стоимость рубля. Ушлые спекулянты, набрав на эти цели кредитов, махом всю валюту скупают, отчего курс снова обрушивается. И ждут, алчно потирая ручонки, следующего цикла, чтобы повторить алгоритм заново.

Спекулянтам – сплошная радость и колоссальная прибыль. Для страны же итог прямо противоположный. Цены растут, инфляция повышается, бюджетники и пенсионеры нищают, экономике российской, понятно, тоже не сладко.

И самое поразительное, что все это происходит без всякого стеснения, на виду. Махинаторы известны чуть ли не по именам. Однако прищучить спекулянтов никто до сих пор не взялся. Дошло до того, что Президент Владимир Путин в своем послании Федеральному Собранию лично обратил внимание ответственных на эту проблему: «Я прошу Банк России и правительство провести жесткие скоординированные действия, чтобы отбить охоту у так называемых спекулянтов играть на колебаниях курса российской валюты. Власти знают, кто эти спекулянты, и инструменты влияния на них есть. Пришло время воспользоваться этими инструментами».

Вроде бы все ясно и дальнейшие действия очевидны: брать под козырек и беспрекословно исполнять указание Президента. Ан нет, нашлись заступники. Вернее пока один заступник. На днях глава Сбербанка Герман Греф прокомментировал страсть спекулянтов к наживе за счет родной экономики весьма лояльно, с пониманием и сочувствием. «То, что называется спекуляцией, я думаю, это рациональное поведение многих экспортеров. Они занимают рубли и сидят на валюте. Они не продают валюту, они ожидают девальвацию — девальвационные ожидания, играют на этом. Поэтому, как только тренд переломится, им будет невыгодно сидеть в валюте, потому что они будут каждый день терять. Курс будет укрепляться, они будут каждый день терять. Потом начнут продавать, и мы увидим серьезное укрепление рубля», — ничтоже сумняшеся заявил он журналистам. Получите, господин Президент, урок финансовой грамоты.

В общем-то от уважаемого Германа Оскаровича иного ожидать и не стоило. В свое время он работал в правительстве, возглавлял министерство экономического развития и торговли. Вместе с Алексеем Кудриным, руководившим минфином, олицетворял собой либеральный блок. Соответственно и экономические проблемы России Герман Греф пытался решать по западным лекалам. Понять, что наша экономика работает в иных условиях, и перестроить свое мышление он так и не сумел, в результате чего с поста его вежливо «ушли». Причем в отличие от коллеги по либеральному цеху Кудрина, Греф покидал пост без битья посуды, благодаря чему устроился на новое хлебное место – встал у руля государственно-коммерческого Сбербанка.

Хотелось бы, чтобы ключевым здесь было слово государственный, и чтобы руководитель крупнейшего банка России в сегодняшней ситуации подавал другим игрокам рынка пример. Он и подает. Вот только язык не поворачивается назвать этот пример положительным. Обезоруживающая искренность, с которой Греф называет спекуляции рациональным поведением, напоминает подход коммерсантов, зарабатывающих на войне, втридорога поставляя на фронт прохудившиеся сапоги. Мол, а чо такого? Ничего личного, просто бизнес.

Кроме того, упоминая лишь экспортеров, Герман Греф, вероятно немного лукавит. В народе это называют «косить под дурачка». Понятно, что вопрос о спекулянтах журналисты задали в связи с высказыванием Путина. И те спекулянты, о которых говорил Владимир Владимирович, — это вовсе не экспортеры. Одно дело, когда экспортер продает за границу товары и услуги, а полученную валюту оставляет у себя, вместо того, чтобы продать в России за рубли. Такие действия не слишком полезны для нашей экономики, но далеко не являются и основной опасностью.

Точно так же нельзя обвинять в спекуляции и какую-нибудь перепуганную паническими речами тех же банкиров старушку, несущую в обменник последние сбережения, опасаясь «а вдруг совсем рухнет». Нет, спекулянты, о которых говорил Путин – это совершенно другие люди, точнее организации. Это многочисленные банки, фонды, коммерческие организации и иные финансовые структуры, которые чуть ли не ежедневно набирают рублевых кредитов в центробанке, чтобы закупить на эти деньги баксы. То есть обрушивают курс рубля и наживаются эти господа за наш с вами счет, делая невольными инвесторами своих махинаций население России, а заодно обогащая Америку, которая спит и видит, как бы заполонить своими бумажками нашу страну.

«Это отличается от ситуации кризиса 2008 года. Тогда на валютном рынке могли работать лишь крупные банки, которых ЦБ контролировал напрямую и косвенно. У ЦБ было распоряжение, запрещающее банкам наращивать валютные позиции. Но за последние годы число участников валютного рынка выросло, на нем теперь работает много небольших банков и разного рода финансовых компаний. В связи с этим у ЦБ сейчас нет мер прямого воздействия для снижения спекуляций с рублем. С одной стороны, он может сокращать число рублей, но тогда в банковской системе может начать ощущаться нехватка рублей, и банки не смогут нормально работать. С другой, выдавая рубли всем, ЦБ провоцирует дополнительные спекуляции с валютой», — объясняет ситуацию главный экономист финансовой группы БКС Владимир Тихомиров.

Сомневаюсь, что Герман Греф настолько не разбирается в экономических вопросах, что не понимает этого. Так что, скорее всего, под категорией «экспортеры» он собрал и пытается оправдать именно эту жадную свору финансистов. Но, слава богу, он может принимать решения лишь вокруг Сбербанка, стратегию же российской экономики выстраивают в совершенно иных кабинетах, где слова Президента пока еще чего-то стоят. Так что можно быть уверенными, что спекулянтов все же приструнят, как бы не оправдывал их действия господин Греф.

Самому же Герману Оскаровичу не стоит забывать, что он фигура публичная. Да и Сбербанк у большинства населения ассоциируется с государством, так что вольно или нет, но многие воспринимают речи Грефа как человека, вещающего от имени российской власти. И хоть на самом деле это не так, осадочек остается. Любая неосторожно брошенная реплика главы Сбербанка способна подорвать доверие населения к этой организации. Особенно, если реплика эта демонстративно противоречит словам Президента, сказанным несколькими днями ранее.

Быть может, Герман Оскарович искренне заблуждается, руководствуясь в своих рассуждениях лишь экономическими категориями. Успокаивая почтенную публику, он рассказывает, как вскоре тренд переменится, рубль попрет вверх, и «рациональные» коммерсанты начнут сбрасывать доллары. Легко теоретизировать, подстелив соломку для себя любимого. Той же старушке из примера выше в итоге придется потерять и на покупке доллара и на продаже. У главы же Сбербанка, есть подозрение, переходящее в уверенность, имеются как рублевые личные счета, так и валютные. Уж он-то в любом случае окажется в выигрыше. А на судьбу других ему, похоже, наплевать.
Источник

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.