В международных отношениях можно выделить три формата, в рамках которых глава государства или правительства посещает какую-либо страну и проводит переговоры.
Первый и важнейший из них воспринимается как «государственный визит» и предполагает соблюдение всего государственного протокола, а также проведение церемониальных и ритуальных мероприятий. Гость остается минимум на сутки, хотя, конечно, бывают исключения. В целом такие визиты проводятся для принятия важных решений и заключения не менее важных договоров. Еще одна особенность государственного визита — это значение, которое две страны придают друг другу. Государством, которое совершает и принимает наименьшее количество государственных визитов, является Великобритания.
Вторая форма — «рабочий визит», в ходе которого применяется протокол, но отсутствуют церемонии и ритуалы. Обычно он длится один день, хотя может продолжаться и сутки. В последние годы лидеры предпочитают экономить свое время и по большей части совершают рабочие визиты.
Третья форма подразумевает собрание большого количества правительств и глав государств с целью проведения встречи на международном уровне. В этом случае соблюдается протокол, иногда присутствует и церемониал. Принимающая сторона и другие страны-участницы проводят рабочие переговоры друг с другом. Такие встречи могут быть организованы как международными организациями, так и отдельными странами. В каждой ситуации применяется свой протокол, и проводятся свои церемонии.
К какой из названных категорий можно отнести десятичасовой визит президента Российской Федерации Владимира Путина 1 декабря в Турцию? Ответ на этот вопрос прост. Правительство заявило: визит является «государственным». Несомненно, цель данного заявления заключалась в том, чтобы избежать каких бы то ни было разночтений насчет формы визита. На самом деле изначально этот визит планировалось провести в рамках «Совета сотрудничества высшего уровня», созданного между двумя странами в 2010 году, но внезапно его статус был повышен до государственного. Причина — потребность Путина и Эрдогана в солидарности. Оба лидера изолировали себя и свои страны. Движимые ошибочными предпочтениями, а отнюдь не интересами своих государств, по самым разным причинам и при полном отсутствии такой необходимости они обрекли себя и свои страны на весьма суровые испытания.
В истории отношений турок и русских было немало проблем. И это не вызывает удивления, учитывая, что две наши страны расположены по соседству. То же самое можно видеть в отношениях французов с немцами и испанцами или немцев с поляками, которые тоже соседствуют друг с другом. В период царизма и существования Османской империи русский и турецкий народы много раз воевали друг с другом, но затем свернули с тропы войны. Нам известна враждебная позиция Сталина в отношении Турции в период нашей республиканской истории. Но застревать в прошлом — значит не думать о наследии, которое мы передаем нынешнему и будущим поколениям.
Несомненно, визит Путина в Анкару и заключенные соглашения пошли на пользу каждой из двух стран. Но реализация этих соглашений станет сложным процессом с большим числом неизвестных. В частности, это касается решения о строительстве нового трубопровода в Турцию взамен «Южного потока», который должен был пройти через Болгарию по дну Черного моря и был отменен по причине эмбарго, введенного Болгарией как членом ЕС против России. Мы не считаем, что Турция сможет претворить в жизнь это соглашение, закрыв глаза на позицию США и ЕС. Но даже если ей это удастся вопреки всему, Европа не будет покупать этот газ. Тогда вполне закономерно возникает вопрос: куда мы будем его продавать?
Визит Путина в Турцию был продиктован исключительно условиями нынешней конъюнктуры, а значит, это было не стратегическое соглашение, построенное на прочных основах и потребностях государств, а соглашение, направленное на то, чтобы устроить некое шоу для противостоящей стороны, продемонстрировать свою раздраженность. Кроме того, не нужно игнорировать положение крымских татар и проблему энергозависимости Турции от России.
Согласно заявлению Путина, Россия намерена покупать больше мяса птицы, овощей и фруктов в Турции. Причина — дефицит продовольствия и санкции ЕС и США против России. При этом очевидно, что удовлетворение нужд российских потребителей за счет турецкой продукции — это лишь временное явление, которое будет продолжаться до тех пор, пока действует эмбарго, а ввоз продовольствия из западных стран ограничен. С отменой эмбарго Россия, разумеется, вернется к западным производителям.
Тем не менее это лучше, чем ничего. Однако надо осознавать, что таким путем невозможно построить крепкие и прочные отношения. Объем продаж России в Турцию составляет 29 миллиардов долларов, а Турции в Россию — 6 миллиардов. Выгодное соглашение — это соглашение, обеспечивающее баланс в торговле между двумя странами, но, увы, мы снова не стали свидетелями заключения такого договора. 1000 кубометров газа Россия продает в Германию за 350 долларов, в Турцию — за 440 долларов. Равноправное соглашение — это соглашение, которое исправило бы эту унизительную цену.
Россия — наш сосед и важный игрок, в котором Турции не стоит видеть только поставщика нефти, газа, туристов. Но и для России Турция не должна быть страной, отношения с которой создаются только в случае необходимости. Тесное сотрудничество двух стран внесет несоизмеримый вклад в установление мира в регионе и на всем земном шаре, а также в процветание их собственных стран и народов.