Экс-глава ЮКОСа подчеркнул, что придерживается авторитарных взглядов в отношении управления госаппаратом, чиновничеством, но не в отношении способа управления страной.
Экс-глава ЮКОСа Михаил Ходорковский признал схожесть с президентом РФ Владимиром Путиным по стратегическим целям в отношении России и авторитарности по отношению исключительно к чиновничьему аппарату, но заявил, что по-прежнему не разделяет проводимую в стране в последние годы политику.
«У нас с точки зрения целей, во всяком случае так, как он (Путин) декларировал до последнего времени: сильная страна, национальное государство, сильная экономика — наверное, здесь расхождений нет в отношении целей. «Русский мир» опять же, когда он об этом говорил в свое время, — наверное, и я бы это поддержал», — сказал Ходорковский в интервью радиостанции «Эхо Москвы» в субботу.
Он подчеркнул, что придерживается авторитарных взглядов в отношении управления госаппаратом, чиновничеством, но не в отношении способа управления страной.
«Можно быть авторитарным в отношении управления бюрократией, и это, наверное, нормально. Но нельзя быть авторитарным в управлении таким огромным объектом, как Россия. Не потому, что это плохо, не морально — это все можно… Это не для управленцев разговор, это просто неэффективно», — отметил Ходорковский.
Говоря о своих президентских амбициях, экс-глава ЮКОСа заявил, что не претендует на полный президентский срок, но готов взять на себя работу переходного периода — в течение двух-трех лет.
«У меня нет стремления, я не ставлю перед собой задачи выбраться в президенты России. Если меня спрашивают, готов ли я взять на себя работу переходного периода, я отвечаю: да, но я понимаю, что это не вопрос о том, готов ли я стать президентом. Это вопрос о том, готов ли я идти в этом вопросе до конца? Я отвечаю: да, готов», — сказал Ходорковский, добавив, что с удовольствием поддержит любого другого человека, «который будет готов идти до конца в вопросе построения правового государства».
Ходорковский более десяти лет провел в заключении по приговору суда за мошенничество и хищения. Президент России 20 декабря 2013 года подписал указ о его освобождении. После освобождения Ходорковский заявил, что «будет заниматься семьей» и не заинтересован в политической деятельности. Позднее в интервью французской газете Le Monde он заявил, что рассматривает для себя возможность стать президентом России, «если это потребуется для преодоления кризисной ситуации».
Говоря о европейском пути развития, Ходорковский заявил, что Россия рано или поздно придет к европейским ценностям. Кроме того, он не исключил возможность европейской коалиции, в том числе и с некоторыми представителями нынешней российской власти.
«Я думаю, что она (коалиция), несомненно, возможна и, в том числе, с какими-то людьми, которые сегодня находятся у власти. Более того, я об этом говорю достаточно регулярно, что люстрация не может быть стопроцентная у нас в стране», — сказал экс-глава ЮКОСа.
По его словам, сейчас в России свою гражданскую позицию готовы отстаивать 30-40% человек — те, кто приходят на выборы.
«Да, наша задача состоит в том, чтобы убедить европейски ориентированную часть российского общества стать граждански максимально активной. Да, я отдаю себе отчет, что если мы не хотим гражданской войны, гражданского противостояния, то необходимо будет разговаривать с деятелями нынешнего режима… То есть здесь вопрос о том, что люди должны понимать, что если они не будут договариваться, то договорятся без них, и они с этим ничего не смогут поделать. И до тех пор, пока условия вот для такой договоренности не созданы, мы, естественно, будем пребывать в оппозиции», — сказал Ходорковский, добавив, что темпы развития кризиса в стране могут достаточно быстро привести к созданию нужных условий.