Генпрокуратура проверит организаторов проекта по борьбе с коррупцией на предмет мошенничества по запросу депутата Госдумы Михаила Дегтярева.
Депутат Государственной думы от ЛДПР, экс-кандидат в мэры Москвы Михаил Дегтярев объявил войну мошенникам, которые, по его словам, в целях личного обогащения становятся всё изощреннее в построении схем по эксплуатации гражданских инициатив для выманивания средств у граждан.
Дегтярев отправил депутатские запросы генпрокурору России Юрию Чайке и министру юстиции Александру Коновалову (текст запросов имеется в распоряжении «Известий») с просьбой проверить финансово-хозяйственную деятельность, а также всех руководителей Фонда по борьбе с коррупцией (наиболее известный антикоррупционный проект фонда — сайт «РосПил»), идеологами и создателями которого являются Алексей Навальный и Владимир Ашурков, на предмет мошенничества и создания финансовой пирамиды. Михаил Дегтярев считает, что пожертвования, которые яростные оппозиционеры собирали с россиян под предлогом борьбы с коррупцией, они могли использовать на личные нужды. По словам народного избранника, анализ расходов фонда показывает, что почти 90% средств потрачено не на борьбу с коррупцией, как провозглашено фондом в его обращении за пожертвованиями, а на оплату персонала, аренду, бухгалтерские услуги, аудит, хозяйственные и иные нужды, не имеющие ничего общего с первоначально заявленными целями.
В своих запросах Михаил Дегтярев приводит анализ публичных отчетов фонда за 2013 год, согласно которым за прошлый год ему пожертвовали свои личные деньги почти 16 тыс. человек, общая сумма пожертвований составила около 24 млн рублей. Средний размер пожертвований с человека составил 1465 рублей.
— По факту получилось, что свои деньги жертвователи потратили не на свою семью, а на содержание группы товарищей — якобы борцов с коррупцией со средней заработной платой почти 70 тыс. рублей в месяц, — говорит либерал-демократ.
При этом Михаил Дегтярев предполагает, что именно на средства от пожертвований безработный помощник Алексея Навального по борьбе с коррупцией Владимир Ашурков снимал в центре Москвы фешенебельную квартиру за 1 млн рублей в месяц, а позже сбежал от российского правосудия в Лондон, где проживает в одном из самых престижных районов вместе со своей гражданской женой Александриной Маркво, ее дочерью и их общим сыном, который родился уже в Великобритании.
Кроме того, либерал-демократ обращает внимание и на источники дохода Алексея Навального, по мнению парламентария, «покрытые мраком».
— До сих пор неясны источники дохода по приобретению его семьей очередной квартиры в Москве, о чем неоднократно писали в СМИ, вспоминается и история с учреждением им строительной компании в Черногории, — говорит депутат.
В апреле 2013 года Алексей Навальный в блоге опубликовал свою декларацию о доходах, из которой следовало, что в 2012 году его доход от адвокатской деятельности составил почти 7,5 млн рублей, от ценных бумаг и долей участия в коммерческих организациях — 1,1 млн рублей. На счета фонда сторонники, по данным оппозиционера, перевели в порядке дарения 8 521 597 рублей (эти доходы не подлежат налогообложению).
«Формально вы дарите мне эти деньги, поэтому они попадают в необлагаемый доход. Эти средства я сразу перевожу на счета Фонда», — писал тогда Навальный.
Эти данные разошлись с тем, что опубликовал летом Мосгоризбирком перед выборами мэра Москвы: согласно официальной декларации за 2012 год, Алексей Навальный заработал более 9 млн рублей.
Сайт «РосПил» Алексей Навальный запустил в 2010 году. Финансировался и проект и фонд исключительно за счет добровольных пожертвований интернет-пользователей, которые они перечисляли через платежную систему «Яндекс. Деньги». Как заверяли организаторы фонда, собранные средства тратили на оплату труда нанятых юристов и работу сервера. Отметим, что экс-губернатор Пермского края Олег Чиркунов, перечисливший 25 тыс. рублей, стал первым чиновником, пожертвовавшим деньги «РосПилу».
В разговоре с «Известиями» Михаил Дегтярев пояснил, что утверждать, будто Алексей Навальный и его соратники использовали мошеннические схемы для собственного обогащения, нельзя, однако предполагать, по его мнению, можно.
— После анализа публичного отчета всё становится очевидным: зарплаты сотрудникам в 70 тыс. рублей, пожертвования в 1,5 тыс. рублей в среднем, более 90% ненужного персонала — это слишком. Я делаю такие выводы, потому что сам руководил и руковожу множеством общественных и спортивных организаций, и такое соотношение просто вопиющее, — заявил он. — А люди у нас доверчивые, поэтому поверили и жертвовали деньги. Навальный и Ашурков устроили срежиссированную, грамотную пиар-кампанию, которая сыграла на светлых чувствах наших граждан и побудила их отдать свои личные деньги в их фонд.
Депутат Госдумы Олег Пахолков поддержал коллегу — он тоже считает, что деятельность фонда Навального необходимо изучить.
— Считаю, что разбираться нужно, потому что Навальный надел маску спасителя от коррупции, который избавит всех от этого зла. При этом в момент его предвыборной кампании, когда он шел в мэры Москвы, он ездил на автомобиле, средняя стоимость которого 8 млн рублей. Ему носила костюмчики пачками его прислуга, — заявил он.
Пахолков полагает, что если факты использования мошеннических схем соратниками оппозиционера будут доказаны, то у десятков и тысяч людей наступит «отрезвление».
— Я знал одного человека, который искренне половину своей зарплаты, а это 70 тыс. рублей, отдавал в фонд Навального, думая, что тот работает на благо страны. При этом он не отдавал себе отчета, что его деньги разворовывают, — добавил он.
В самом фонде подозрения парламентария считают нелепыми.
— «РосПил» постоянно сдает отчетность, публикует в интернете раз в год, и любой человек может посмотреть, на что средства приходят и на что уходят. Вся финансовая часть у нас максимально открыта и прозрачна, — заявил «Известиям» сотрудник отдела расследований Фонда борьбы с коррупцией Георгий Албуров.
Председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов считает, что претензии со стороны депутатского корпуса в отношении фонда понятны, однако ожидаемого ими эффекта от прокурорской проверки не будет.
— У меня сразу возникает вопрос — на что люди давали деньги? Их пожертвования подразумевали и зарплату функционерам фонда. Навальный и соратники потом скажут, что выплачивали зарплаты, выплачивали средства, брали себе на жизнь, а понятие «жизнь» у всех разное. Зачастую мы создаем героев, сами того не желая, — сказал он.
Помимо сбора пожертвований россиян сторонники Алексея Навального не стеснялись обогащаться и за счет бюджетных средств. Как сообщали «Известия», региональные власти вольно или невольно финансировали компании, связанные с соучредителями Партии прогресса, председателем которой является Алексей Навальный. За последние годы в результате тендеров, организованных госструктурами, десятки миллионов рублей из бюджетов регионов перекочевали в карманы оппозиционеров.