В Ростовской области и с урожаем, и с хлебом полный порядок. Да и с другим неплохо.
Большая часть Ростовской области уже в снегу, но в полях продолжают трудиться, благо техника приспособлена почти для любых работ — и строительных, и дорожных, и сельскохозяйственных.
Сенсорная панель, система климат-контроля и даже встроенный холодильник для напитков — так сегодня выглядит кабина комбайна знаменитого «Ростсельмаша». Их обновленную модель машины «Торум» закупают США, Канада, Аргентина — всего 30 стран. С прошлого года берут Германия и Франция. Один комбайн здесь собирают за 8 часов.
«Все железо, которое на комбайне есть, мы сами производим, сами варим, сами раскраиваем, сами изготавливаем. Единственное, что есть покупного, — двигатели. Колеса тоже российского производства», — рассказал Алексанедр Мельков, заместитель директора по производству «Ростсельмаша».
Двигатели раньше везли из Великобритании и Китая, теперь покупают в Набережных Челнах. Качество ничуть не хуже. 80% урожая хлеба по всей России убирают именно на комбайнах ростовского производства. Каждый год «Ростсельмаш» выпускает новую модификацию комбайнов.
«Урожай, который собрали хлеборобы, рекордный за последние 25 лет. У нас прекрасный хлеб», — подчеркнул Василий Голубев, губернатор Ростовской области.
С хорошей продукцией собственного производства в области проблем нет. Это сразу видно на местных рынках. «Какой там импорт — здесь своего полно!» — говорят местные жители.
Заменять действительно есть чем. В Ростовской области работает крупнейшее производство мяса индейки и утки во всей России. Всего на производстве содержится около миллиона индюков. Условия — идеальные. Перед тем как запустить птицу, павильон вычищается до блеска, на пол кладется специальная подстилка, чтобы индюкам было не холодно сидеть на бетонном полу. В круглосуточном режиме они автоматически получают корм, воду. Здесь работает система вентиляции и климат-контроля, чтобы птица росла здоровой.
«Российский рынок стал для них неинтересен, потому что наша индейка дешевле и лучше», — уверен Игорь Черепенин, главный технолог компании «Евродон».
Продуктами сельского хозяйства регион славился с XVIII века. Мясо, рыбу, хлеб донские казаки вывозили отсюда в южные страны еще до основания города.
Ростов начинался на том месте, где находилась знаменитая Темерницкая таможня, с товаров, которые везли из Турции, Армении, Греции. Это и шелковые ткани, и металлические изделия, и фрукты. Взималась пошлина. Дело было очень прибыльное, и вскоре здесь возвели крепость для защиты от захватчиков. Ей было дано имя митрополита Ростовского. И чтобы отличать город от Ростова Великого его стали называть Ростов-на-Дону.
В советские годы Ростов стал городом-миллионником. Открывались родильные дома, развивался общественный транспорт — запустили трамваи — появлялись новые предприятия. Шахты наращивали производство угля. И сегодня уголь из ростовских шахт везут по всей России. Кроме того, его закупают Молдавия, Венгрия, Болгария.
«Этот уголь — один из лучших в мире. Он предназначен для энергоносителей, очень хорошо горит. В нем теплообмена очень много, горит он дольше, вредные примеси в атмосферу мало уходят по сравнению с другими марками угля», — пояснил Алексей Сыров, заместитель директора по производству компании «Шахтоуправление Садкинское».
Наращиваются поставки в Казахстан и Турцию. Работают здесь в три смены по 8 часов — добыча идет круглосуточно 365 дней в году. Общий запас угля на шахтах Ростовской области — 6,5 миллиарда тонн. Если добывать с той же скоростью, что и сейчас, запасов хватит на сотни лет.
В ростовских теплицах в день собирают до 60 тонн продукции. Как результат — на рынке Ростовской области не осталось ни одного европейского поставщика. Овощи везут только из Турции и Ирана.
«В течение примерно трех лет многие наши предприятия практически не будут зависеть от импортной продукции. Санкциям напугать не удалось. Удалось заставить задуматься, что у нас есть резервы, головы и руки, которые способны многое изменить», — сказал Василий Голубев.
Ростовская область лидирует по количеству иностранных инвестиций. Американский завод Guardian предприниматели из США построили вопреки позиции Госдепа не вести бизнес с Россией. В эксплуатацию ввели в прошлом году. Вложили в область 8 миллиардов рублей и вложат больше — в следующем планируют производить в полтора раза больше стекла.
«Российский регион для нас — это наша жизнь, возможность для нашего бизнеса. Конечно, санкции — это нехорошо. Мы хотим работать здесь и через 50 лет», — признался директор завода Иштван Багди.
Иностранная делегация Парламентской Ассамблеи Совета Европы инспектировала, в каких условиях в Ростовской области живут беженцы из Украины. Огромный поток переселенцев стал еще одной проблемой, которую региону пришлось первому взять на себя. По данным ФМС, через регион прошло полтора миллиона граждан Украины. Сегодня в области остается 40 тысяч украинских беженцев. 7 тысяч трудоустроены. Полторы тысячи ребят учатся в вузах, 10 — в школах.
Представители ПАСЕ признали: Россия сделала все возможное, чтобы помочь беженцам. Но поток не прекращается до сих пор. Тимофей и Матвей Ящиковы, у которых папа — ополченец, приехали в Ростовскую область недавно. Ребят устроили в казачий кадетский корпус. Занятия в нем с 9 утра до часу, потом — самоподготовка и спортивные кружки.
В этом году Ростовская область впервые вошла в список низкодотационных — из федерального бюджета здесь получают меньше 20% финансирования. В ближайшие три года, когда появятся новые предприятия, эта цифра станет еще меньше. Благо, подчеркивают в регионе, главный ресурс — квалифицированные молодые специалисты — подрастают полным ходом.