Минфин предупреждает банки о возможной отмене депозитных аукционов в связи с предстоящим увеличением бюджетных расходов. С этой же целью начинается откачка в казну средств с банковских депозитов. Справляться с прогрессирующим дефицитом ликвидности ЦБ придется в одиночку.
Валютные остатки федерального бюджета, которые Минфин предлагает банкам на депозиты, могут закончиться к концу первого квартала 2015 года, сообщил замминистра финансов Алексей Моисеев.
Речь идет о средствах Федерального казначейства, которые предполагается направить на валютные расходы бюджета, которые традиционно увеличиваются к концу года. «Уже к концу первого квартала будут серьезные расходы, скорее всего, мы все эти деньги потратим», — пояснил замглавы Минфина.
Бюджету нужнее
Решение о проведении валютных депозитных аукционов в следующем году будет приниматься, исходя из наличия валютных остатков. «Если увидим, что деньги есть, будем предлагать банкам. Вернемся после новогодних праздников, посмотрим, что с остатками, и будем смотреть», — сказал замминистра.
Ранее министр финансов Антон Силуанов также предупреждал о возможной отмене как рублевых, так и валютных депозитных аукционов. «В следующем году, возможно, таких остатков не будет, потому что в следующем году будет очень жесткое исполнение бюджета, все деньги будут в экономике, у нас не будет средств выходить на депозитные аукционы как по рублям, так и по валюте», — сказал он.
Между тем сегодня на втором аукционе по размещению временно свободных средств федерального бюджета на банковских депозитах в долларах США было размещено $3 млрд на срок 14 дней. Спрос превысил предложение в 1,4 раза и достиг $4,310 млрд. Ставка отсечения составила 1,6% при минимально установленной в 1,5%. Средневзвешенная ставка составила 2,66% годовых. Говоря об аукционе 29 декабря, на котором Минфин планирует предложить от $2 млрд до $3 млрд, Моисеев заметил, что сумма будет зависеть от динамики доходов бюджета.
Минфин начал размещать средства Федерального казначейства на валютных депозитах в банках в средине ноября. Запуск этого инструмента, как и валютных свопов и РЕПО ЦБ, был направлен на сдерживания спекулятивных атак на рубль и насыщения спроса на валюту у участников торгов. В отличие от РЕПО, депозитные аукционы Минфина не требуют наличия залога, что повышает привлекательность данного инструмента для банков.
Впрочем, задолженность коммерческих банков перед Банком России в условиях невозможности заимствования капитала на внешних рынках и роста ставок в экономике растет как снежный ком. В частности долги по обеспеченным кредитам достигли уже рекордных 3,46 трлн рублей.
В рамках дефицита ликвидности банкам сейчас придется туго, полагает аналитик Grand Capital Юрий Прокудин. «Никто не говорит, что этих средств действительно не будет — ведь проверять и перепроверять доступные объемы будут после Нового года. Также стоит помнить, что ЦБ продолжит использовать валютное РЕПО в том числе краткосрочное для обеспечения участников рынка валютой», — замечает он.
Банки просто перейдут на другие инструменты валютного фондирования, подтверждает управляющий активами УК «Фонд Магута» Платон Магута. «В частности, сейчас уже гораздо более активно используются операции валютного РЕПО (в последний раз было привлечено до 50% от предложенных средств, тогда как раньше едва удавалось разместить 20% под минимальные ставки). В результате казначейские валютные аукционы будут не так важны, и банковский сектор сможет поддерживать положительный валютный баланс с помощью текущих инструментов», считает он.
Отдай триллион
Между тем Минфин и Казначейство планируют к 23 декабря резко сократить и объем рублевых средств федерального бюджета на банковских депозитах — с суммы, превышающей сегодня уже 1 трлн рублей, до, примерно, 60 млрд. Чтобы избежать шока на рынке, ведомство планирует совместить время изъятия денег с моментом проведения аукционов ЦБ. «Мы находимся в жестком согласовании с Банком России по поводу того, как мы эту ликвидность и когда изымаем, стараемся совместить это с аукционами Центробанка. Мы попытаемся эти тайминги совместить, чтобы не получилось так, что мы, условно говоря, сегодня забрали этот триллион, а ЦБ послезавтра его выдал через свои инструменты», – сообщил Алексей Моисеев. Кроме того, он заверил, что деньги, которые Минфин изымет у банков, быстро вернутся в систему в виде бюджетных расходов.
Прежде Минфин также забирал бюджетные средства в конце года с банковских депозитов, однако этот процесс был растянут во времени. «В отличие от предыдущих практик, когда мы изымали деньги, начиная с середины ноября, в этом году мы стараемся держать их в системе до последнего — до того момента, когда у нас происходит всплеск расходов», — пояснил замглавы Минфина.
Временный отток бюджетных средств из банковской системы не вызовет стресса, уверен руководитель аналитического департамента Ассоциации российских банков Сергей Григорян. «Участие Минфина в обеспечении банков ликвидностью не столь велико, и участники рынка способны справиться с этой проблемой с помощью средств ЦБ и межбанка. Что касается большой задолженности кредитных организаций перед регулятором, хотя в абсолютном выражении она действительно достигла рекордных объемов, средства Центробанка и Минфина в пассивах банковской системы сегодня не превышают 10%, что ниже показателей 2008-2009 годов. Так что изъятие части этих денег, по сути, ничем не угрожает», — пояснил он.