Что общего у складного пластикового туристического стаканчика и межконтинентальной баллистической ракеты, несущей 10 ядерных боеголовок, способных в мгновение ока стереть с лица земли любой город мира? В начале 90-х годов эта загадка поставила в тупик не одну делегацию американских военных, которым удалось посетить необозначенную ни на одной карте железнодорожную станцию «Василек» под Костромой. Сегодня этот ребус Минобороны России готова снова предложить коллегам из США, анонсировав начало работ над боевым железнодорожным ракетным комплексом (БЖРК).
Хорошо забытое старое
БЖРК — рудимент холодной войны. Пугало, заставившее не одно поколение американских военных жить в беспокойстве от ощущения того, что СССР всегда будет иметь возможность нанести ответно-встречный ядерный удар по Америке. Секретный объект «Василек» и еще несколько объектов под Пермью и Красноярском с такими же невинными названиями скрывали базу единственных в мире боевых железнодорожных ракетных комплексов (БЖРК). Обычные железнодорожные составы — те же рефрижераторы, пассажирские вагоны, гражданская раскраска. Только опытный глаз «железнодорожника» сразу бы отметил, что в отличие от обычных вагонов, на БЖРК стоит не четыре, а восемь пар колес. В пассажирских вагонах нет привычных окон. Все они заменены имитаторами, защищенными изнутри броневым листом. Внутри, как и в обычных пассажирских поездах, купе для офицеров и прапорщиков, плацкартные места для солдат. Есть медпункт, столовая и помещения психологической разгрузки. Состав состоит из локомотива, нескольких пассажирских и товарных вагонов. С одним существенным нюансом — вместо гражданских грузов 3 баллистические ракеты SS-24 «Скальпель».
«Скальпель» весит более 100 тонн. Имеет твердотопливный двигатель и «режет» на дальность в 11 тысяч километров. Несет на себе 10 полумегатонных ядерных блоков индивидуального наведения. На каждой из ракет установлена система преодоления ПРО и высокоточная система наведения. Собственно, из-за ее точности ракете на Западе и присвоили имя «Скальпель», так как она предназначалась для хирургического вскрытия хорошо защищенных объектов противника: подземных бункеров, командных пунктов и шахтных установок стратегических ракетных комплексов.
По договору 1993 года СНВ-2 Россия сняла с вооружения все ракеты РТ-23УТТХ и уничтожила их до 2003 года. Для утилизации «ракетных поездов» на Брянском ремонтном заводе РВСН была смонтирована специальная «разделочная» линия. Несмотря на выход России из договора СНВ-2 в 2002 году, на протяжении 2003-2007 годов были утилизированы все поезда и пусковые установки, кроме двух демилитаризованных и установленных в качестве экспонатов в музее железнодорожной техники на Варшавском вокзале Санкт-Петербурга и в Техническом музее АвтоВАЗа.
Сегодня, на фоне обострения российско-американских отношений Москва готова снова достать свой «козырь», способный серьезно осложнить жизнь Вашингтона — возродить программу создания боевых железнодорожных ракетных комплексов (БЖРК). Два десятка лет назад это оружие признали неэффективным и списали в утиль. Новые БЖРК, как уверяют в командовании Ракетных войск стратегического назначения будут не только современными, но и сверхэффективными.
«Создание ракетного поезда — боевого железнодорожного ракетного комплекса, БЖРК — вскоре возобновится», — заявил заместитель командующего Ракетными войсками стратегического назначения по работе с личным составом Андрей Филатов в эфире радиостанции «Эхо Москвы».
«В советское время такие поезда, несущие ракеты «Молодец», делали на Украине. Материализации этой идеи произойдут — надо ожидать, в ближайшее время. В советское время очень много зависело от этого комплекса, и на Западе вызывало плохо скрываемое раздражение, что такой вид оружия есть у Советского Союза», — добавил Филатов.
Ранее о возобновлении проекта и новых ракетных поездах, которые могут появиться к 2019 году, сообщали источники в оборонно-промышленном комплексе.
Противоядие от дезинформации
В начале 70-х годов наша разведка добыла американские планы создания БЖРК и его фотографии. Для военных и политического руководства страны это был шок: перемещающийся по стране поезд практически невозможно было отследить, а значит, навести на него свою ракету. Получалось, что США создают стратегическую систему, против которой у СССР нет противоядия. Если не можем перехватить, то хотя бы создадим аналогичную угрозу, рассудили в ЦК КПСС и поставили такую задачу перед конструктором Владимиром Уткиным, возглавлявшим КБ «Южное» в Днепропетровске. Уткину понадобилось всего 3 года, чтобы показать военным свой проект ракетного поезда. Но тут выяснилось, что сами-то американцы ничего подобного не создают. Они лишь подбросили техническую дезинформацию, сфотографировав макет «ракетного поезда» на фоне природы. США сначала собирались делать БЖРК, но быстро передумали. Железнодорожная сеть страны недостаточно разветвленная, что сковывало передвижение ракетного состава, а значительная ее часть находится в частной собственности, что делало проход подобного состава коммерчески невыгодным.
Была идея сделать этот поезд подземным. Проложить под землей кольцевую магистраль и по ней гонять состав: платить никому не надо, да и найти эту дорогу со спутника было бы невозможно. От практической реализации этого проекта удержало только то обстоятельство, что для запуска баллистических ракет с подземки нужно было сделать в определенных местах люки. А они, как не трудно предположить имели четкие координаты, что делает существование подземного ракетоносца бессмысленным. Если русские ракеты не поразят сам состав, то наглухо закупорить ракетные отдушины им точно не составит труда.
Теория и практика
В теории, советские ракетные поезда в угрожаемый период должны были рассредоточиваться по стране, сливаясь с обычными товарными и пассажирскими составами. Отличить одни от других из космоса невозможно. Значит, БЖРК мог безболезненно уйти из-под «разоружающего удара» американских баллистических ракет, и нанести свой ракетный залп с любой точки маршрута. Но это в теории. С момента наступления на боевое дежурство в 1985 году БЖРК покидали территорию своих баз всего 18 раз. Прошли всего 400 тысяч километров.
Ветераны РВСН вспоминают, что главными «врагами» БЖРК оказались не американцы, настоявшие на их утилизации в рамках договора СНВ-2, а собственное железнодорожное начальство. С надписью на бортах «Для перевозки легких грузов» после первого же прохождения по области буквально в узел «завязал» железнодорожные пути. Невыдержавшее вандализма военных железнодорожное руководство тут же обратилось ЦК КПСС с петицией — дескать, война войной, но кто за ремонт дороги платить будет?
Желающих платить не нашлось и составы с ракетами по стране гонять не стали, а подготовку офицеров-машинистов ракетовозов стали проводить на гражданских составах, следующих по предполагаемым маршрутам движения БЖРК. Это оказалось не только гуманней по отношению к железнодорожникам, но и значительно дешевле и безопасней. Военнослужащие получили необходимые навыки управления железнодорожным составом и визуального представления о маршруте следования. Что собственно и требовалось, ведь ракеты с БЖРК могут быть запущенны с любой точки маршрута следования.
Невозможность использовать всю территорию страны для боевого патрулирования, так же стало не единственной проблемой эксплуатации БЖРК. Прошли 400 тыс. км. При этом, при декларируемой возможности произвести пуск ракет с любой точки маршрута, ракетному поезду все-таки была нужна точная топопривязка. Для этого по всему маршруту боевого патрулирования военные строили специальные «отстойники». Куда в час «Икс» прибывал поезд. Привязывался к точке и мог произвести залп ракет. Надо понимать, что это были далеко «не буранные полустанки», а хорошо охраняемые «стратегические объекты» с предательски выдающей их назначение инфраструктурой. Кроме того, к моменту подписания СНВ-2 прекратил свое существование СССР. КБ «Южное», где создавались ракеты, оказалось на Украине, как и Павлогорадский завод, где делали «рентные вагоны».
«Продлевать ресурс любого типа вооружения до бесконечности невозможно, — высказал свое мнение телеканалу ЗВЕЗДА бывший начальник штаба РВСН Виктор Есин. — Это касается и БЖРК, особенно с учетом того, что этот уникальный комплекс создавался на Украине. Ведь сегодня уже нет и тех предприятий, которые были задействованы в его разработке и производстве. Это все равно, что модернизировать пулю, когда у вас уже нет ружья. На Павлоградском заводе, где раньше делали пусковые установки для БЖРК, теперь производят троллейбусы…»
Впрочем, главными причинами отказа от комплекса все-таки оказались нерешенная проблема развертывания и возможности стрельбы ракетами с любой точки маршрута, что в сумме делало БЖРК не столь неуязвимым, как того хотелось. А значит, и не столь эффективным оружием. Тем более, что в России в это время пошли в серию куда более современные ракетные системы Московского института теплотехники РТ-2ПМ2 «Тополь-М».
Достанем всех
Особенность «Тополь-М» состоит в том, что эта твердотопливная ракета стартует и летит значительно быстрее всех имеющихся в мире стратегических комплексов. Благодаря использованию в ее конструкции нескольких десятков вспомогательных двигателей этот полет становится еще и трудно предсказуемым, а значит неразличимым для РЛС противника. Может размещаться в шахтах и на мобильных пусковых установках. Последняя, вместе с восьмиосным тягачам МАЗ и баллистической ракетой весит всего 100 тонн.
Машина уникальна еще и тем, что не привязана к конкретной географической точке и в случае опасности может уйти в автономное плавание по всей территории России. Найти ее в лесах и болотах нашей страны ни одному спутнику не под силу. При этом следить они смогут только при хорошей погоде и в отсутствие облаков, а вероятность этого для России составляет не более 40 процентов. Так, что отследить его практически невозможно. В отличие от предшественников — мобильной системы РТ-2ПМ «Тополь» и боевого железнодорожного комплекса с ракетой SS-24 «Скальпель», «Тополю-М» не нужна топопривязка. «Тополь-М2» — первый российский стратегический комплекс, способный реально быть автономным. В отличие от предшественников ему не нужны специальные «отстойники» для получения целеуказания.
«В том виде, как он существовал, БЖРК выполнил свою историческую миссию, — сообщили телеканалу в штабе Ракетных войск стратегического назначения. — И не только в плане обеспечения задачи стратегического сдерживания. Как это ни парадоксально звучит, их введение в боевой состав РВСН сыграло важнейшую роль и для народного хозяйства страны. С появлением комплекса была проведена в короткие сроки реконструкция около четверти железнодорожных магистралей страны, значительно повысившая их надежность и длительность эксплуатации».
Складной стаканчик инженера Уткина
Ну, а складной стаканчик-то при чем? Это замечательное «ноу-хау» входящей в комплекс ракеты SS-24. Помните, как легким движением руки сложенные друг в друга кольца-стенки выдвигались, делая из плоской таблетки стаканчик?! Точно по такому же принципу Владимир Уткин сделал сопло и носовой обтекатель «Скальпеля». Внутри вагона они сложены, но стоит ракете подняться над крышей, как они тут же распрямятся. В итоге в стандартный вагон в 25 метров удалось засунуть более длинную МБР. Понять этот секрет американцы так и не смогли.
Впрочем, теперь у американцев будет новый ребус. Анонсировав возрождение проекта БЖРК ни военные, ни промышленность не уточнили, какую именно ракету планируют спрятать в железнодорожном вагоне. Однако эксперты не без оснований полагают, что это будет именно РС-24 «Ярс», пришедшая на смену мобильным «Тополь-М». По данным сайта Стратегическое ядерное вооружение России, на вооружении РВСН на январь 2014 года стояло 33 таких комплекса. Их особенность в том, что наследуя боевые достоинства «Тополь-М», они несут не одну, а три или более ядерных боеголовок индивидуального наведения.
По открытым данным, РС-24 трехступенчатая твердотопливная ракета, имеющая вместе с боевыми блоками размер 23 метра. Ее вес с транспортно-пусковым контейнером не превышает 50 тонн. Обычный железнодорожный вагон имеет размер 25 метров и грузоподъемность до 60 тонн. То есть, в случае монтирования внутри него ракетного комплекса, «демаскирующих» БЖРК элементов в конструкции не будет.
Кроме того, при сохранении массогабаритных характеристик, в отличие от предшественника, новый БЖРК с ракетой «Ярс» станет действительно мобильным. У конструкторов появится возможность увеличить количество ракет в составе с 3 до 10 и более, сравняв боевой потенциал ракетного поезда со стратегической атомной подводной лодкой. Но, что самое важное, эта ракетная система будет полностью автономной.