Зал пока пустой, но уже в четверг здесь соберется более тысячи журналистов.
В «Центре международной торговли» подготовка к ежегодной пресс-конференции президента началась еще на прошлой неделе. Размотаны километры проводов и кабелей, установлены двенадцать камер – две будут летать под потолком, снимая зал сверху. Пресс-конференция – юбилейная, десятая, техническим службам схема знакома. Прежние трансляции операторами и осветителями изучены до каждой секунды – чтобы завтра отработать еще лучше. «В этом году в декорациях изменения небольшие, изменения по приборам, появились более современные приборы, светодиодные, которые здесь представлены. Самое главное – не слепить. Мягкий, хороший свет, хороший портрет», — рассказывает Александр Семичев, художник по свету телеканала «Россия».
Марина Абрамовна Сальман готовила все ежегодные пресс-конференции Путина, начиная с 2001 года, но как технолог остается почти всегда за кадром. Она уже полвека на телевидении, и все равно переживает — ведь сценария выступления нет, и от первого лица страны, и от журналистов – можно ждать сюрпризов. «В прошлом году Песков пресс-конференцию закрыл, а на выходе Путина из зала ему задали вопрос о Ходорковском. В процессе ответа стало ясно, что Путин принял решение об освобождении. Это был сюрприз. Озвучивание этого ответа пришлось организовать в спешном порядке и передачу сюжета телекомпаниям», — вспоминает Марина Сальман, технический консультант ВГТРК.
В аппаратной совещаются редакторы по титрам. Аккредитованы сотни журналистов, их имена заранее вбиты в компьютер, но если кто-то из задающих вопрос не представится полностью, счет идет на секунды – найти в списке «Ивана» или «Марию» и успеть точно выдать титр в эфир – непростая задача. В среду последняя, генеральная репетиция трансляции, конечно, без ее главного героя. К четвергу все должно быть готово и отлажено – декорации, свет, звук. Место президента – стул проверенный, удобный, опробован на прошлогодней пресс-конференции. Стол – с секретом – внизу установлены колонки, чтобы лучше было слышно вопросы.
Российских СМИ, по традиции, больше, но иностранцев не обижают – предусмотрен синхронный перевод на английский, немецкий, французский. В зале будут и украинские корреспонденты. Впервые приедут журналисты из Крыма – уже российского. Они отправляются в Москву буквально на пару дней, только ради этой пресс-конференции. «Безусловно, задавать вопросы мы тоже будем, у нас их очень много, сформулировали несколько, посмотрим, сколько удастся задать. Они касаются и переходного периода, и воды, и света, не секрет, что крымчане зависят от Украины в этом вопросе, и усиления военной группировки. Но самый главный вопрос касается строительства Керченского моста, от которого зависят многие вещи в жизни крымчан», — делится планами Оксана Куприянова, корреспондент телеканала «Первый крымский».
Главная задача — привлечь внимание президента в зале. В ход идут плакаты, яркие игрушки. Из Амурской области в Москву везут тигра – не настоящего, плюшевого. В мае, во время поездки в Приамурье, Владимир Путин выпустил из Центра реабилитации на волю тигров Борю и Кузю. Последний успел за эти месяцы сбегать в Китай и обратно. Теперь плюшевый Кузя должен привлечь внимание к проблемам демографии Дальнего Востока. «Через тигра и его похождения спросим, следит ли Путин за тигром, к сожалению, у нас не только тигры убегают, но и люди», — сетует Елена Павлова, главный редактор газеты «Амурская правда».
Жителей Челябинска волнует состояние дорог, точнее, дороги – трассы М-5 «Урал». Это вопрос государственной важности – трасса считается одной из самых опасных в России, в 2013 году – заняла печальное первое место по числу тяжких ДТП. «Спросим про трассу М-5, в народе ее называют «дорога смерти», люди разбиваются. Узкая, гористая, старая, нужны деньги на расширение», — озабочен Александр Королев, заместитель главного редактора информационного агентства «Челябинск-сегодня».
На сколько вопросов успеет ответить глава государства – узнаем уже завтра. Рекорд — 106. Ежегодная пресс-конференция начнется в четверг, в полдень по московскому времени. А сколько продлится – определит сам президент.