Экономика и Финансы

Госкомпании заставят продавать валюту

Поможет ли это удержать рубль от дальнейшего падения?

Российские финансовые власти и представители госкомпаний на совещаниях в Кремле и Белом доме 16-17 декабря разработали программу стабилизации финансового рынка, предложенную Банком России и правительством. Ключевые положения этой программы обнародовал на пресс-конференции в четверг, 18 декабря, президент Владимир Путин, который затем представит ее на встрече с бизнесом 19 декабря.

Самый главный пункт этой антикризисной программы, который вызывает больше всего споров – введение валютного контроля за продажей нефтедолларов для экспортеров, правда, пока исключительно для госкомпаний. Причем, как заявил президент Путин, все это будет делаться не в приказном порядке, а с согласия руководства госкомпаний, в которых представители правительства входят в советы директоров. То есть, они просто обязаны поддерживать государство в нынешней форс-мажорной ситуации.

Сдавайте валюту, граждане бизнесмены

Напомним, что на прошедшей неделе депутаты-«справороссы» внесли в Госдуму поправки к законопроекту «О валютном регулировании и валютном контроле», в котором прописаны экстренные меры по поддержке курса рубля. Депутаты предлагали ввести обязательную продажу 50% экспортной валютной выручки для всех российских компаний.

Однако руководство Минфина заявило, что не поддержит этот законопроект. Но ситуация на валютном рынке с тех пор значительно ухудшилась – переросла в панику, поэтому и появился другой вариант валютного регулирования. Это введение полуофициального контроля над экспортной выручкой крупнейших экспортеров и давление на госкомпании с требованием снизить корпоративные валютные резервы. Решение ввести «мониторинг» реализации валютной выручки компаниями публично озвучил премьер-министр Дмитрий Медведев, и поручил первому вице-премьеру Игорю Шувалову, «во взаимодействии» с Центробанком и Росфинмониторингом вести его в ежедневном режиме. Речь идет и о разработке «графика продажи валютной выручки», по исполнению которого ЦБ и правительство будут получать регулярные отчеты от госкомпаний. До этого внутренняя корпоративная отчетность госкомпаний была доступна властям лишь в ограниченных масштабах.

Кроме того, Центробанк предложил обязать госкомпании продать запасы валюты, сделанные после 1 октября 2014 года, сообщил «Коммерсант». По данным издания, это предложение уже согласовано с Минфином.

На этих новостях, доллар и евро на Московской бирже резко упали, а рубль значительно укрепился (более чем на 25%), правда, помогла ему и корректирующаяся вверх нефть. В итоге курс доллара на торгах упал на 8 рублей — до 59 рублей, а евро рухнул на 10 рублей – до 73. Впрочем, вполне возможно, что здесь сыграли основную роль крупные валютные интервенции ЦБ, проведенные в связи с пресс-конференцией президента Путина. Но об этом мы узнаем позже, когда регулятор опубликует отчет о своих действиях на рынке.

Так или иначе, но речь фактически идет о введении валютного регулирования для предприятий госсектора. Точный список госкомпаний и госкорпораций, которые могут подпасть под этот режим, пока неизвестен. По информации «Коммерсанта», на 17 декабря ограничения предполагались ввести для «Роснефти», «Газпрома», «Зарубежнефти», АЛРОСА и их дочерних компаний.

Как сообщила пресс-служба правительства, премьер Медведев указал главам компаний — экспортеров на необходимость «ритмичной и стабильной реализации валютной выручки, чтобы не допускать скачков курса рубля». Однако, как сообщил «Коммерсант», при обсуждении мер валютного контроля присутствовали руководители не только государственных, но и крупнейших частных компаний — «Сургутнефтегаза», ЛУКОЙЛа, НОВАТЭКа, «Татнефти», «Норникеля» и «Северстали». А значит, можно ожидать что «предложение» продать валютную выручку, от которого невозможно будет отказаться, скоро коснется и частных компаний.

Насколько такое валютное регулирование «для своих» поможет властям поддержать рубль, и не придется ли им пойти дальше, введя его для частных компаний? Об этом «СП» спросила президента Российской ассоциации производителей сельхозтехники «Росагромаш», сопредседателя Московского Экономического Форума Константина Бабкина.

— Я не думаю, что эта мера даст какой-нибудь ощутимый результат для стабилизации финансового рынка страны. Причина кризиса не в недостатке валюты на внутреннем рынке страны, а в неадекватной экономической политике правительства, которая проводится в последние годы, и направлена не на развитие производства, а на какие-то абстрактные цели, которых я вообще не понимаю. Так, наше правительство уже который год борется с инфляцией. В результате инфляцию не побороли, но убили и промышленность, и сельское хозяйство. Многие отрасли производства за эти годы просто перестали существовать: гражданское авиастроение, отечественное автомобилестроение, легкая промышленность. Проблемы, мешающие росту экономики, никуда не денутся, если правительство заставит госкомпании продавать валютную выручку.

— А что нужно сделать для вывода экономики России из кризиса?

— В последние 20 лет власти планомерно и сознательно поднимали кредитные ставки, налоговые выплаты, стоимость ресурсов для предприятий, то есть –душили производство. В этом заключалась экономическая политика правительства, и выход из кризиса может быть только в ее радикальном изменении. Основной целью экономической политики должна быть не борьба с инфляцией и не поддержание курса рубля, а развитие производства. Руководителей промышленных предприятий реального сектора экономики России мало интересуют мировые цены на нефть и паника на валютном рынке. За 15 лет, которые занимался производством сельхозтехники, я не заметил никакой связи между ценами на нефть и состоянием сельскохозяйственного сектора промышленности. А вот влияние политики правительства – налоги, распределение субсидий, поддержка экспорта — очень сильно отражается на реальном производстве.

 — Значит, надо срочно менять экономическую политику правительства?

— Я бы сказал еще конкретнее – нужно менять тех, кто разрабатывает эту политику. Если все нынешние руководители Центробанка, Минэкономразвития, Минфина останутся на своих местах, то кризис будет продолжаться. И даже если власти пойдут дальше, и введут валютный контроль для частных предприятий, то лучше от этого не станет. Будет только хуже для экономики.

 — И поднятие Центробанком своей ключевой ставки до в 17% процентов ее окончательно добьет?

— Ключевая ставка Центробанка выше 5% — уже ограничивает экономической развитие, а при ставке в 17%, которая вырастет до 20% в банковских кредитах, они могут быть востребованы только валютными спекулянтами, да торговцами наркотиками. Никакая рентабельность реального производства не позволит «отбить» такие проценты. Соответственно, новых проектов в промышленности не будет, а оборотные средства предприятиям придется искать самим. А значит, бизнес начнет сворачивать производство и сокращать сотрудников.

— В связи с последними событиями, эксперты заговорили о том, что в следующем году начнется серия корпоративных дефолтов. Что вы думаете по этому поводу?

— При той экономической политике, которую сегодня проводят экономические и финансовые власти России, такое вполне возможно. В качестве примера можно посмотреть на Украину. Когда экономика страны деградирует, а не развивается, когда сотни тысяч людей оказываются без работы на улице, все возможно…

Меры по спасению рубля и стабилизации экономики России предлагаются разные. Со своим видением решения этой проблемы «СП» познакомил председатель «Движения развития» и наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов.

— Во-первых, необходимо переходить на новую модель экономики в стране в целом. Для этого при президенте России должен быть создан штаб из тех людей, которые способны организовать такую модель. Я их знаю, их в стране не более десяти. Эти люди должны кардинально пересмотреть ситуацию и построить новую модель, которую я называю «проектная экономика развития».

Во-вторых, рано или поздно президенту придется возглавить правительство. Есть два варианта. Либо президент станет председателем правительства и тем самым централизует управление и перейдет к прямому управлению экономикой. Либо президент срочно создаст Совет по промышленной политике, где соберет наиболее дееспособных практиков, представителей промышленных ассоциаций, прежде всего машиностроительных и станкостроительных, которые возьмут управление новой индустриализацией в свои руки.

В-третьих, в связи с гегемонией нефтедоллара нам нужно переходить к технорублю. Нужно начинать производить уникальные вещи мирового значения. Это предполагает и организацию импортозамещения, и создание нормальной национальной промышленной системы.

В-четвертых, необходимо начинать новую индустриализацию, в том числе с целью восстановления нашего технологического суверенитета и обретения производственной состоятельности. Местом концентрации усилий должна стать Западная Сибирь, где Омск надо делать столицей новой индустриализации.

В-пятых, нужно объявить суверенный дефолт. Что такое суверенный дефолт? Это когда страна-должник вводит запрет на выплату своих внешних долгов. Общие внешние долги российских корпораций составляют более 700 млрд долларов. Мы не в состоянии их отдать и должны заявить, что в следующем году мы эти долги, а это не менее 200 млрд долларов, отдавать не будем. Эти долги должны быть пролонгированы, но в 2015 году мы должны жить по новым правилам.

Реализация этих мер очень быстро погасит панику на валютном рынке и страна войдет в нормальное состояние. Нам необходимо организовать диктатуру развития, без которой нашей стране не выжить.

Источник

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.