Многие экономисты предрекают, что ситуация в российской экономике скоро будет напоминать кризисные 2008-2009 годы. А президент РФ Владимир Путин в ходе ежегодной пресс-конференции признал, что России может потребоваться два года на выход из кризиса.
Если в двух словах охарактеризовать, каким стал уходящий год для российской экономики, то его точно нельзя назвать скучным или просто очередным. Год выдался богатым на события, к сожалению, в основном негативные.
Россия столкнулась с санкциями Запада на фоне кризиса на Украине, в ответ ввела продовольственное эмбарго, способствовавшее удорожанию продуктов. Цены на нефть — основной источник пополнения бюджета — с лета снизились почти в два раза и балансируют на отметке 60 долларов за баррель, а курс рубля с ноября бил ежедневные антирекорды и остановил спад лишь 17 декабря.
Такой «эффект домино» фактически наповал сразил надежду стагнирующей экономики на восстановление в этом, и как минимум, в следующем году. Многие экономисты предрекают, что ситуация в российской экономике скоро будет напоминать кризисные 2008-2009 годы. А президент РФ Владимир Путин в ходе ежегодной пресс-конференции признал, что России может потребоваться два года на выход из кризиса.
Среди немногочисленных положительных факторов-2014 можно назвать полноценный старт курса отечественных производителей — и промышленных, и аграриев — на замещение импорта. Охлаждение отношений с Западом также, наконец, заставило российские власти оглянуться по сторонам и перенацелить экспорт углеводородов на быстрорастущий азиатский рынок.
Санкционная инфляция
Воссоединение с Крымом вылилось в санкции против России, которые ввели США, Евросоюз, Швейцария, Канада, Австралия и Япония. Сначала в марте персонами нон грата был объявлен ряд чиновников и бизнесменов, но этим дело не ограничилось. В конце июля ЕС и США от точечных санкций против отдельных физлиц и компаний перешли к мерам против секторов российской экономики.
Так, Евросоюз и США запретили поставки оборудования и предоставление услуг для глубоководной разведки и добычи нефти, работы в Арктике и на месторождениях сланцевой нефти в РФ. При этом если ограничения ЕС касаются всего российского нефтегазового сектора, то США указали конкретных получателей: «Газпром», «Газпром нефть», «Роснефть», ЛУКОЙЛ и «Сургутнефтегаз».
Под ограничения попали и крупнейшие российские финансовые институты. Американским и европейским инвесторам запрещается выдавать новые кредиты Сбербанку, ВТБ, Газпромбанку, Россельхозбанку и Внешэкономбанку на срок более 30 дней.
Власти РФ долгое время заявляли, что не приемлют политику санкций и контрмер. Однако в августе пошли на ответные шаги, ограничив на год импорт продовольствия из США, Канады, ЕС, Австралии и Норвегии. Под запрет попали говядина, свинина, птица, колбасы, рыба, овощи, фрукты и молочная продукция. РФ обосновала свое решение снижением конкурентоспособности отечественных аграриев, так как из-за санкций Россельхозбанк не сможет привлекать дешевые деньги на западных рынках и кредитовать АПК.
Контрсанкции помогли открыть российский рынок для новых поставщиков, из государств, которые не пошли на поводу у США. Однако более дорогие продукты из Турции, Израиля и Латинской Америки подстегнули рост цен в России.
Это стало одной из причин, вынудивших Минэкономразвития и Банк России повысить прогноз по инфляции на текущий год. «В 2014 году инфляция будет около 10%, вклад продовольственного эмбарго — 2,3 процентного пункта», — заявила в декабре председатель ЦБ Эльвира Набиуллина. Прогноз МЭР пока скромнее — 9%, но министерство уже признало, что он невыполним, так как на середину декабря рост цен уже составил 9,4%.
Основной инфляционный удар придется на первый квартал следующего года, полагают в правительстве, по оценке ЦБ — потребительские цены в это время могут достичь 11,5% в годовом выражении, затем их рост начнет замедляться.
Газовый маневр
Россия — один из крупнейших в мире экспортеров газа, в этом году доказала, что не собирается снижать обороты, но переориентирует потоки. Вместо строительства газопровода «Южный поток», который должен был обеспечить Европе бесперебойные независящие от транзита поставки, газовая труба будет направлена в Турцию.
Это решение, озвученное 1 декабря по время визита российского президента Владимира Путина в Анкару, стало неожиданным для Евросоюза. Россия же мотивировала отказ от проекта нежеланием самого ЕС в его реализации и затягивании сроков строительства.
В результате «Южный поток» будет перенаправлен в Турцию, а уже вложенные инвестиции «Газпрома» в проект не пропадут. Впрочем, несмотря на это РФ обещает остаться надежным поставщиком газа в Европу и будет выполнять все контракты, заявил министр энергетики Александр Новак после решения о закрытии «Южного потока». Вопрос удастся ли РФ перенести точку закупки газа Европой с границы Украины на границу Турции и Греции остается пока открытым.
На фоне неопределенности поставок газа в Европу Россия смогла в мае подписать долгожданный контракт на поставку газа в Китай. Соглашение «Газпрома» и CNPC предусматривает ежегодные поставки 38 миллиардов кубометров газа по газопроводу «Сила Сибири» (восточный маршрут), строительство которого уже началось.
Кроме того, в ноябре страны подписали меморандум по поставкам газа по «западному» маршруту. По этому маршруту (газопровод «Алтай») предполагается на начальном этапе поставлять 30 миллиардов кубометров газа в год.
Девальвация нефти
Прогноз цен на нефть — дело неблагодарное, шутил в ноябре глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев. В начале декабря министерство пересмотрело свой прогноз по нефти на 2015 год до 80 долларов за баррель, и на 2014 год до 99 долларов со 104.
Однако в свете последних дней эти цифры выглядят вызывающе оптимистичными. На их фоне стрессовый вариант прогноза Банка России в 60 долларов за баррель Urals выглядит, по меньшей мере, консервативным.
Обвал цен на нефть эксперты, в первую очередь, связывают со значительным превышением глобального предложения над спросом. Многие надеялись, что галопирующее падение цен на «черное золото» остановит решение ежегодного заседания ОПЕК, но крупнейшие страны-экспортеры нефти сохранили статус-кво и отказались сократить добычу в надежде на рост цен.
Стоит напомнить, что доходы бюджета РФ на ближайший год, принятого осенью, сверстаны исходя из расчетной цены на нефть в 96 долларов за баррель и курса 37,7 рублей за доллар, но его придется пересмотреть, предупредил Минфин.
Однако министерство признает, что больших потерь для бюджета, половина доходов которого формируется за счет экспорта углеводородов, падение нефтяных цен не принесет, так как они будут компенсированы девальвацией рубля.
Ключевой рубль
Курс рубля к основным мировым резервным валютам — доллару и евро — в 2014 году испытал самое драматическое падение со времен дефолтного 1998 года, перекрыв показатели кризисного 2008 года, когда доллар взлетал против рубля немногим менее чем на 50%.
На фоне такой динамики ЦБ РФ решился на отмену плавающего коридора для бивалютной корзины и таким образом отпустил рубль в свободное плавание. Регулятор отменил плановые валютные интервенции и заявляет о готовности обеспечивать финансовую стабильность безлимитными интервенциями на определенных курсовых уровнях.
Наконец под занавес года совет директоров ЦБ провел тайное ночное заседание, фактически в 1,6 раза — до 17% — взвинтив ключевую ставку. По замыслу регулятора эта мера должна была замедлить инфляцию и остановить обвал нацвалюты. Однако рубль отказался «слушаться» регулятора, и по данным на 16 декабря стоимость евро на торгах Московской биржи поднималась до пиковых 100 рублей, доллара — до 80 рублей.
Пожар на валютном рынке потребовал от властей срочного возведения брандмауэра. Президент и премьер провели совещания, на которых ЦБ и правительство выработали скоординированные меры по поддержке банков, среди которых возможная докапитализация банковской системы. Благодаря этому курс доллара откатился до 60 рублей, а евро — до 75 рублей.
Президент Путин назвал действия ЦБ и правительства по разрешению ситуации в целом правильными, однако упрекнул в несвоевременности некоторых шагов.
Текущая ситуация очень сложная и потребует корректировки макроэкономического прогноза на 2015 год, который и так предполагает спад ВВП на 0,8% и продолжение санкций, как минимум, до конца следующего года, признал Улюкаев.
Все-таки большинство рисков, связанных с нефтяной конъюнктурой и санкционным режимом, в основном уже заложено в тот прогноз, который был сделан в начале декабря. Правда, тогда Минэкономразвития исходило из того, что доллар в 2015 году будет стоить «всего» 49 рублей.