Отделения по борьбе с коррупцией будут созданы в каждом главке регулятора.
В Банке России будут созданы подразделения по профилактике антикоррупционных правонарушений. Это следует из письма директора департамента кадровой политики и обеспечения работы с персоналом Александра Лахтикова первому зампреду Центробанка Георгию Лунтовскому (есть в распоряжении «Известий»).
«Учитывая особую правовую и общественную значимость деятельности по противодействую коррупции, полагал бы целесообразным в ходе организационно-штатных преобразований территориальных учреждений Банка России создать в Главных управлениях ЦБ РФ по федеральным округам в составе кадровых служб подразделения по профилактике коррупционных и иных правонарушений, — пишет Лахтиков. — Это позволит создать в Банке России единую вертикальную систему работы по профилактике коррупционных и иных нарушений, что обеспечит своевременное выявление коррупциогенных факторов и принятие эффективных профилактических мер, направленных на предупреждение коррупционных правонарушений, и, как следствие, повысит уровень антикоррупционной защищенности деятельности Банка России».
На текущий момент антикоррупционный отдел создан только в центральном аппарате регулятора, отмечает Лахтиков. Ранее, как писали «Известия», господин Лахтиков отчитался о том, что более половины руководителей Центробанка в своих декларациях представили недостоверные данные или не представили их вообще.
В частности, он указывал в своем отчете, что всего обязанность отчитаться о доходах и расходах была возложена на 437 служащих Центробанка. Но в итоге из 37 руководителей структурных подразделений центрального аппарата ЦБ только 14 представили справки, «заполненные надлежащим образом» (37,8%), из 89 их заместителей — 36 (40%), из 77 руководителей территориальных учреждений — 11 (14%), а из 200 их замов — только 70 (35%). 18 сотрудников Банка России вообще проигнорировали требования закона, внутренних инструкций и должного срока (10 апреля) и не представили справок о своих доходах. В целом господин Лахтиков констатировал «большое количество немотивированно допущенных ошибок и неточностей при заполнении справок, затягивание их исправления».
Впрочем, внесение в справки недостоверных данных руководитель кадровой службы посчитал следствием не злого умысла, а исключительно неопытностью и недостатком внимательности со стороны высокопоставленных сотрудников мегарегулятора.
Как отмечает член комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Илья Костунов, рекомендацию по созданию в структуре Банка России антикоррупционных подразделений еще в 2013 году дал президент России Владимир Путин в указе № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции».
— Но лучше поздно, чем никогда, — отмечает он. — Первая декларационная кампания в Центробанке показала, что люди, подкованные юридически и экономически и отвечающие за весь денежный рынок в России, неспособны без ошибок заполнить и сдать несложный документ о собственных финансах. Возможно, чтобы помочь им в этом разобраться, и создаются данные подразделения.
Впрочем, по мнению председателя Национального антикоррупционного комитета Кирилла Кабанова, эффективность новой структуры под вопросом.
— Практика показывает, что в большинстве своем подобные отделы формируются из пенсионеров правоохранительных органов и КПД их работы достаточно низкий, — говорит Кабанов. — Фактически это создание новых рабочих мест, а не реальная борьба с коррупцией. С проверкой деклараций и поиском конфликтов интересов справится обычная компьютерная программа, которая по базам данным пробивает как сотрудников, так и их родственников. Например, в «Росатоме», где используется подобное программное решение, в «антикоррупционном» управлении работает всего пять человек. А чем больше «надстройка», тем меньше ответственности.
В то же время эксперты уверены, что работа против коррупционных проявлений в Центробанке в любом случае принесет пользу, учитывая роль, которую играет регулятор в экономической жизни страны. По их мнению, на программах противодействия коррупции, тем более когда речь заходит о Центробанке, экономить не нужно.