Вокруг банкоматов и отделений банков всё чаще можно увидеть очереди. Стоит ли срочно снимать деньги со счетов?
В начале недели, 16 декабря, курс евро впервые достиг 100 рублей. Резкое падение рубля вызвало нешуточный бум в магазинах: люди решили купить как можно больше всего сейчас, до очередного роста цен. Вскоре рубль подрос, и ажиотаж начался уже в банках: россияне бросились снимать свои сбережения и переводить их в евро.
На фоне общей паники СМИ сообщили о возможном ограничении на выдачу наличных и возможной блокировке карт международных платёжных систем в Сбербанке. Он уже опроверг эту информацию: «Сбербанк располагает необходимыми денежными ресурсами — как в рублях, так и в иностранной валюте. Сбербанк не устанавливал и впредь не будет устанавливать никаких ограничений по снятию наличных средств и продаже/покупке валюты, а также по функционированию платёжных карт», — говорится в официальном заявлении.
Ходят слухи и о том, что другие банки могут в скором времени уменьшить лимиты на дневное снятие денег. В «Альфа-банке» нас заверили: операции по счетам клиентов проводятся в стандартном режиме и банк продолжает предоставлять услуги эквайринга и эмиссии карт платёжных систем.
The Village попросил экспертов рассказать, почему россияне ринулись в банки, правильно ли они сделали, перестанут ли банки выдавать наличные и что будет дальше.
ВЯЧЕСЛАВ ПУТИЛОВСКИЙ, руководитель информационно-аналитической службы «Банки.ру»
Люди спасают свои сбережения, и это их законное право. С точки зрения банков, это неправильный шаг. С точки зрения граждан, он правильный. Если не забрать деньги сейчас, можно потерять значительную часть сбережений. Падение курса рубля продолжается давно, но несколько дней назад произошёл сильный скачок вниз. Это наконец-то спровоцировало людей забрать свои деньги — их вклады лежат в банках под 10 % годовых, а рубль подешевел чуть ли ни вдвое. Часть людей уходят в валюту, часть людей забирают свои вклады и тоже уходят в валюту.
Средства физлиц — основной источник для банков, поэтому они чувствуют себя неуютно. Любые задержки, любые затруднения в выдаче наличных денег вкладчикам — а вкладчики имеют права отзывать свои вклады досрочно — наносят вред репутации банка и ещё больше усиливают панику. Даже те банки, у которых есть запас ликвидности — а есть он далеко не у всех, — переживают сейчас.
Если деньги лежат в валюте, стоит помнить, что из-за возросшего курса вы можете выйти за границы застрахованной суммы в 700 тысяч рублей. Тем, у кого вклад в рублях, стоило бы попробовать забрать эти деньги. Дальше есть несколько вариантов развития событий. Первый — разместить деньги заново, но уже по новой ставке (банки повышают ставки по вкладам, чтобы не было оттока средств вкладчиков. — Прим. The Village). Правда, я считаю, что даже новая ставка не компенсирует потерь. Второй — уйти в валюту и разместить деньги в ней. Третий — если у вас есть отложенный спрос на дорогостоящий товар, например машину или квартиру, то имеет смысл на имеющиеся сбережения эту покупку совершить сейчас, пока ещё есть возможность покупать по старым ценам.
ВАСИЛИЙ СОЛОДКОВ, директор Банковского института НИУ «ВШЭ»
Мы наблюдаем валютный кризис. В валютный кризис население бежит снимать валюту или рубли, чтобы валюту купить. На этом фоне банки пытаются каким-то образом этот процесс урегулировать. Кроме того, действительно денег в банке может не хватать — ни один банк не рассчитан на то, чтобы к нему каждый день приходило огромное количество клиентов и требовало деньги обратно. Мне кажется, разговоры о том, что банки перестанут в скором времени выдавать наличные, — это не более чем слухи.
При этом существуют некие фундаментальные проблемы: наша система страхования вкладов сформировалась в 2008 году при курсе 24 рубля за доллар, сейчас у нас и курс, и инфляция иные, и застрахованная сумма в 700 тысяч выглядит смешно. Возможность поднятия этого объёма обсуждалась давно, и, мне кажется, в течение трёх лет это произойдёт, хотя стоило сделать это раньше.
Теоретически в связи с этим могут вступить в силу меры по регулированию валютных операций: запретят покупать валюту, или будут требовать документы, подтверждающие, что вам эта валюта нужна, или запретят вывозить сумму больше, чем положено. Правительство и ЦБ отрицают сейчас, что планируют эти меры. Многое будет зависеть от того, что дальше будет происходить с экономикой, но, судя по выступлению Путина сегодня, он слабо даёт себе отчёт о том, что происходит в экономике, а значит, будет всё ещё хуже.
Курс сейчас дурной, но дальше он будет ещё хуже, скорее всего. Курс — непредсказуемая вещь. Цены на нефть падают и будут падать дальше — они нашему президенту не подчиняются. Глобальный тренд рубля — падение, но перед новым годом должен быть отскок благодаря рублёвым налоговым платежам монополий (но его может и не быть). Тем не менее глобальный тренд — все сбережения должны быть в валюте. С рублём поигрались — и хватит.