Руководитель агентства Pruffi Алена Владимирская рассказывает о том, специалистам каких областей в ближайшее время ждать сокращений, будут ли задерживать зарплаты и каких профессионалов будут ценить в кризис.
1. Пострадают в первую очередь в сложившейся ситуации банки, а также все, что с массовой торговлей и люксовым сегментом, кризис почувствуют на себе все сферы деятельности, которые касаются предметов роскоши, в том числе автомобилей. Уже сейчас страдает мир медиа, рекламы и digital. С рынка уйдут большие рекламодатели — все западные бренды и люксовый сегмент. То есть это не товары первого спроса.
2. В плане профессий станут менее востребованными специалисты, которые занимаются стратегией и развитием. Сильно пострадают венчурные аналитики, потому что сейчас компании будут переосмысливать венчур. При этом девелоперы и программисты смогут чувствовать себя спокойно. В целом на интернете сложившаяся ситуация отразится меньше, чем на других отраслях. Будет всплеск российского туризма, причем популярными станут направления, которые раньше совсем не пользовались спросом. Будет развиваться сельское хозяйство, местное производство, низовой ритейл, то есть дешевые сети магазинов. Кто не пострадает вообще, так это хорошие продажники, их сокращать будут в последнюю очередь.
3. Сокращения штатов будут очень большими. В тех сегментах, про которые я говорила, сокращения в Москве могут достигать 25-30%. В провинции будет меньше сокращений, чем в столице. Москва — самый сытый город, поэтому сокращения здесь максимальны. Стоит отметить, что по трудовому кодексу никто не имеет права сократить вашу зарплату. Если с вами такое случится и вы пойдете в трудовую инспекцию, у компании будут еще большие проблемы. Те сотрудники, которые получали часть зарплаты в конверте, пострадают сильнее других — такая схема оплаты часто практикуется в сфере digital и рекламы. Серые выплаты либо уменьшат, либо уберут вообще. Стоит готовиться к задержкам зарплат, потому что у работодателей будут проблемы с кредитами — у нас много закредитованных компаний. Для того чтобы расплачиваться с процентами по кредитам, они будут вынуждены задерживать зарплаты. Скорее всего, для всех сотрудников на всех позициях введут KPI. Если мы говорим о сокращениях, то логика тут такая: все, что не приносит компании прибыль, все, что было направлено на дальнейшее развитие, на будущее, — все эти расходы будут резать. Оставят только то, что сейчас приносит деньги и позволяют выживать бизнесу. Поэтому будут значительные уменьшения социальных пакетов.
4. В ближайшее время я очень не рекомендую просить прибавку к зарплате по одной причине: собственник компании должен сориентироваться и понять, что ему дальше делать. Поэтому его реакция будет истеричной и непредсказуемой.
При этом в кризис поднимают зарплату — не массово, а индивидуально, тем специалистам, которые нужны компании. Это третий кризис в моей карьере рекрутера, и я сделала такой вывод: хороших специалистов в таких ситуациях особенно ценят, потому что компании понимают, что выжить они могут только за их счет. Также стоит помнить, что кризис — это точка роста для молодых. Если раньше в больших корпорациях их никто не слушал, то теперь компании в поисках стратегии выживания будут слушать всех, кто предложит новые варианты.