Армия

Шесть зарубежных операций спецназа ГРУ

Элита армейских сил специального назначения – спецназ ГРУ – с конца 1960-х годов успешно выполняла самые сложные, и, казалось бы, немыслимые задачи командования. С некоторых из них снят гриф секретности.

1. Вьетнамский бросок

Первая крупная зарубежная операция спецназа ГРУ датирована 1968 годом. После ее проведения всем стало ясно, что в распоряжении Советского Союза появилась могущественная структура, способная выполнять задачи любого характера в любой точке планеты.

В мае 1968 года группа советского спецназа ГРУ численностью до 10 человек произвела атаку на секретный американский объект, который находился на территории республики Камбоджа, в 30 километрах от границы со Вьетнамом. Эту базу американцы использовали для заброски во Вьетнам своих разведгрупп, а также вылазок с целью поиска своих спецназовцев и сбитых летчиков. На стоянке комплекса в полной боевой готовности всегда находились 2 легких вертолета, до 10 транспортных, а так же 4 вертолета «Кобра». Целью атаки были именно эти вертолеты, имевшие на тот момент уникальную систему наведения на цель и управляемые реактивные снаряды. После 25 минут атаки, один вертолет «Кобра» был угнан во Вьетнам, а остальные уничтожены. Потери среди личного состава американских солдат составили до 20 человек. О том, что операцию провел спецназ Советского Союза, в ЦРУ узнали лишь несколько лет спустя, в результате внутренней утечки из КГБ.

2. Крещение огнем

Операция 1968 года в Чехославакии началась с того, что страны-участницы Варшавского договора приняли решение о введении войск в вышеупомянутую страну. Самолет, в котором летел отряд спецназа, запросил у столичного аэропорта разрешение на срочную посадку из-за неисправности двигателя. Приземлившись, бойцы спецназа в мгновение ока захватили аэропорт (по данным из рассекреченных архивов генштаба, вся операция занял 9 минут 21 секунду). После доклада об успешном захвате аэропорта советское командование немедленно перебросило в аэропорт дивизию ВДВ в помощь бойцам спецназа. Между тем, ранее прибывшие в страну группы спецназа взяли под контроль газеты, вокзалы, телеграф — моментально и без шума. После захвата комплекса правительственных зданий правительство Чехословакии было вывезено бойцами спецназа в Москву.

Один из участников тех событий, подполковник Юрий Стружняк, уже на рубеже 90-х годов так вспоминал эти дни:

«Захват аэропорта не был для нас чем-то из ряда вон выходящим. Мы были этому обучены, у нас было хорошее снаряжение, поэтому никаких лишних действий в этот момент не было. Мы больше переживали за то, как пройдет вся операция «Дунай» (операция по установке в Чехословакии лояльного СССР правящего режима.). А за свои действия мы были абсолютно спокойны. Операция была спланирована таким образом, что практически никто не пострадал».

Стоит отметить, что бывший немецкий диверсант Отто Скорцени, наблюдавший за развитием ситуации в Чехословакии, назвал операцию по захвату аэропорта «блестящей».

3. Ангольский «Рэмбо»

Африка на рубеже 70-х и 80-х годов представляла собой не меньшую ценность, чем например, Вьетнам. Ангола, страна, о которой речь пойдет чуть ниже, занимала достойное место в «битве военных секретов» того времени. История началась очень просто — советскому военному атташе в Анголе было поручено отслеживать появление у противников наличие новых образцов оружия и техники. Ценное вооружение, которое бойцы правительственной армии с помощью советских военспецов захватывали у повстанцев, сразу же отправлялось специальным бортом в Москву.

Большинство из обывателей сразу подумают, что речь пойдет об американском оружии, однако, дело обстоит куда интереснее. В 1976 году в ходе одного из боев в районе Донду, что в 200 км от Луанды, бойцы правительственной армии захватили китайский танк Т-59. Советский военцспец Владимир Заяц был тогда награжден за это медалью «За боевые заслуги». Именно Владимир Заяц лично передавал этот трофей спецназу ГРУ, которые осуществляли операцию по его перевозке на территорию СССР внутри советского десантного корабля. Однако китайский танк был лишь попутным успехом ГРУ. Настоящая цель операции состояла в том, чтобы обнаружить и изъять у повстанцев стреляющий образец ПЗРК «Стингер», который появился в Анголе намного раньше, чем его получили афганские моджахеды. Правда, на тот момент времени добыть «Стингер» так и не удалось.

4. Советский Бейрут, или как поговорить с «Хезболлой»

30 сентября 1985 года в Бейруте почти одновременно были захвачены четыре сотрудника посольства СССР. Машину, в которой ехали дипломаты, захватили практически напротив выезда с территории консульства. Другую машину с дипломатами заблокировали возле госпиталя «Трад». Классическая схема атаки — блокировка машины, маски-балаклавы, оружие, стрельба и быстрое исчезновение. Похитители советских граждан объявились довольно быстро. Требования об освобождении были весьма необычны для того времени. Террористы требовали, чтобы Москва оказала влияние на правительство Сирии, с целью остановить сирийскую военную операцию против Ливана, также Москва должна была ликвидировать свое посольство в Ливане. В случае отказа от выполнения требований, террористы грозились убить всех советских дипломатов. Стоит отметить, что ни одна из стран-союзников: Иран, Иордания, Ливия — не помогла СССР в освобождении заложников, хотя возможность для этого имелась.

КГБ стало известно, что операцию по захвату дипломатов проводило наиболее засекреченное и могущественное подразделение «Хезболлы» Муната`мат аль Джихад аль-слами, которым руководил Имад Мугния. Резидентура КГБ в Бейруте приняла решение завербовать ближайшее окружение Мугния и разработала план по его ликвидации — на случай, если советские заложники будут казнены. Серьезность своих намерений террористы подтвердили расстрелом одного из дипломатов, которого по неосторожности ранили во время захвата, поэтому советскому спецназу пришлось действовать немедленно.

Выполнение задачи поручили только что созданной группе спецназа «Вымпел». Контроль за операцией возглавил генерал Юрий Иванович Дроздов. Дальнейшие события разворачивались быстро. Неожиданно для палестинцев стали пропадать ближайшие соратники и Мугния — человека, который казнил раненого советского дипломата.

Один за другим пропало более 10 командиров разных ливанских спецслужб. После этих исчезновений Мугния получил письмо, в котором ему предлагалось выбрать следующую жертву самостоятельно, если он не отпустит советских заложников. Имад Мугния понял, что если записку смогли доставить лично ему в руки, то следующим станет он сам. Буквально на следующий день советские заложники были освобождены, а осада посольства СССР снята.

5. «Тадж-Бек»

В отличии от спецопераций на территории Азии и Африки, о мероприятиях на территории Афганстана, в которых принимал участие спецназ ГРУ, имеется немного больше данных. Началом афганской кампании считают сложнейшую операцию, целью которой являлась ликвидация главы Афганистана Хафизулы Амина. Совместно со спецназом ГРУ в операции приняли участие подразделения «Гром» и «Зенит» — будущие управления «А» («Альфа») и В («Вымпел»). За полгода до штурма советское командование создало 154-й отдельный отряд специального назначения, или, как его еще называли, «мусульманский батальон», к которому были приписаны спецназовцы из числа советских мусульман. Если говорить о самом штурме, то весь бой и зачистка дворца Амина «Тадж-Бек» заняли не больше 40 минут. Бойцы ГРУ потеряли убитыми всего 7 человек, несмотря на то, что в распоряжении Амина находилось почти в четыре раза больше людей, чем участвовало в штурме дворца со стороны бойцов спецназа. Амин был убит. Операция завершилась успешно.

6. Первый «Стингер»

Зима 1987 года в Афганистане стала по-настоящему жаркой. Группой спецназа ГРУ под командованием старшего лейтенанта Владимира Ковтуна был захвачен действующий образец американского ПЗРК «Стингер», которым американцы щедро вооружали афганских моджахедов. Вспоминает сам Владимир Ковтун:

«В том бою мы уложили человек шестнадцать. Заметили их сначала с воздуха, они на мотоциклах передвигались. Мотоциклы в Афгане — это сто процентов духи. Они быстренько спешились и начали по нам палить. Успели даже два раза из «Стингера» стрельнуть, но промазали. За одним из духов, после высадки, погнался я сам и двое моих бойцов. Удирал он шустро, но контейнер, который он нес в руках, сильно ограничивал его скорость. Бежать за ним все время я посчитал не очень хорошей идеей, присел на колено, сделал глубокий вдох-выдох и догнал его в затылок выстрелом. Эту странную трубу я помню до сих пор. Обыскивать его мы не стали, все внимание было уделено именно ей. Схватил, и бегом обратно в вертушку. Командир борта, несмотря на то, что мы с вечера здорово поругались, радостно кричал «Володя, Володя! «Стингер»!!!!».

Именно так советское командование получило в распоряжение неуловимый ПЗРК, который наводил ужас на советских летчиков.

В постсоветской истории спецназ ГРУ дал жизнь еще одному подразделению — Силам специальных операций (ССО). На бойцов этой службы также возложено выполнение задач в любое время и в любой точке земного шара, но вся их деятельность совершенно засекречена, и рассказать об операциях современности можно будет еще нескоро.

Автор: Дмитрий Юров
Фото: Министерство обороны России
Источник

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.