Давайте подведем итоги безумного шоппинга, состоявшегося на неделе в Москве и некоторых других крупных городах на фоне весело пляшущего курса рубля.
Без шуток, всерьез. Предыдущий текст о том, что обвал рубля устроил Санта Клаус в качестве «принуждения к подаркам» на Рождество — это, если кто не понял, была в значительной степени шутка. Или полушутка. Призыв поговорить о вполне серьезных вещах с долей иронии. Но это было вчера…
Вообще, мне казалось, что в пятницу вечером народ как-то проще отнесется к «взгляду на события под новогодним углом». Во всяком случае, идея дарить друг другу «плазму» по кругу уж точно должна была восприниматься как ирония. Но почитав комментарии, я понял, что не все так-то просто. Народ серьезен. Народ задет за живое. Народу не до стеба. Кровные бабульки — руки прочь!
Ладно, оставим шутки.
Давайте оценим итоги безумного шоппинга и сделаем выводы. Без иронии и всерьез.
1. Панический шоппинг на фоне «плясок рубля» имел место быть.
Это факт. Но он имел место не везде, а главным образом в Москве. И еще в некоторых крупных городах, но в значительно меньшей степени.
Что это значит?
Во-первых, Москва всегда быстрее реагирует на все экономические и политические события. Это естественно. До провинции все доходит позже и воспринимается не так остро, примерно как афтершоки после землетрясений, на порядок слабей.
Во-вторых, именно в Москве сосредоточена наиболее состоятельная часть населения России. И дело не только в размерах Москвы. Концентрация состоятельных людей в Москве раз в десять выше, чем в реднем по стране. И это касается не только долларовых миллионеров, но и просто зажиточных горожан. Процент граждан, имеющих сбережения от 100 тысяч рублей и больше, в Москве на порядок выше, чем в провинции. А может быть даже и на два.
Поэтому, если в вашем городе все было спокойно и никто не опустошил магазины электроники, это значит, что либо ваш городок невелик, либо просто небогат. Можете еще считать, что жители вашего города состоятельные, но исключительно здравомыслящие и хладнокровные, в отличие от москвичей. Но мне кажется, что думать так — слишком оптимистично. Был бы в вашем городе «московский процент» зажиточных граждан, магазины опустошили бы так же, как в Москве.
2. Значительная часть покупок, сделанных в ходе панического шоппинга, мягко говоря неэффективны.
Часть покупателей побежали в магазин с явным намерением зафиксировать свои сбережения в чем-то материальном, опасаясь их дальнейшего обесценивания.
Часть покупателей решили не только зафиксировать, но и преумножить свои сбережения. То есть закупить технику по старым ценам, а потом продать по новым. Биржевые трейдеры спекулируют на валюте, а народные спекулянты решили подзаработать на ТНП. На биржу за пять минут выйти нельзя, зато в магазин — можно. А подзаработать на падении рубля захотелось многим. Поэтому побежали закупать телевизоры и другую электронику для последующей продажи.
Те и другие скорее всего прогадали. Потому что техника, равно как и автомобили, после покупки очень быстро теряют в цене. За год потеря может достигать двух раз. Даже если товар в фирменной упаковке, не использовался, попробуй еще продай. Когда вокруг тысячи таких же продавцов, а покупателей единицы (все, кто хотел, и так уже закупился) — придется или сбивать цену или куда-то везти товар, где не было такой паники и конкуренция поменьше.
В общем, если курс останется на уровне 60 рублей за доллар, особой выгоды «паник шопперы» и спекулянты не получат. Только те, кто купил реально нужную вещь, которую давно хотел, окажется в итоге прав.
Прибыль спекулянты будут считать только если рубль упадет до 90 и ниже. Если конечно электроника вообще будет кого-то при дальнейшем падении рубля интересовать.
В любом случае, можно ожидать, что вскоре Авито и другие сайты объявлений, доски и аукционы пополнятся тысячами предложений новой техники, в упаковке, с гарантией и… может быть даже по очень выгодной цене.
Не исключено, что скоро можно будет по-настоящему хорошо закупиться электроникой. Только не в магазине, а с рук. Если будут на это деньги, само собой.
3. Часть населения сконвертировало свои сбережения в электронные тыквы.
Мотивом для покупок у многих (кто участвовал в паническом шоппинге) было зафиксировать свои сбережения. Из страха, что деньги скоро превратятся в цветную бумагу. Сконвертировали. Молодцы.
Теперь их деньги — не цветная бумага, а электронная тыква. Гнить, в принципе, не будет, но в цене все равно упадет. И попробуй потом продай. Хорошо, если пригодится в хозяйстве, а если нет? Если таких «тыкв» сразу три? Пользоваться поочередно?
Понятно, что лишиться сбережений было бы еще обиднее, но какова вероятность, что рубль обесценился бы совсем?
Снижение курса рубля на 10% в день — это, конечно, очень сильно, но все-таки до состояния «цветной бумаги» рублю было очень далеко чтобы бежать и менять его на «электронные тыквы» со всех ног.
Были у людей сбережения. Пусть и теряющие в цене, но это были деньги. Ликвидность. А сейчас у многих «шопперов» стоят по сути неликвиды. Куча техники неизвестно какой ценности, которую в принципе невозможно использовать для расчета за продукты в магазинах. Во всяком случае надеюсь, что до этого не дойдет.
Объем сбережений у народа в результате панического шоппинга снизился. Пусть не у всех. Только у некоторых. Но все равно снизился, а не вырос. В ситуации усиливающегося экономического кризиса, когда деньги в следующем году могут понадобиться для несколько других целей, результат не очень хорош.
4. Магазины получили краткосрочную прибыль и долгосрочный убыток.
Опять же, не все, в основном московские. И получили не столько прибыль, сколько выручку. А вот что с ней дальше делать — теперь вопрос.
В нормальной ситуации магазин использует выручку чтобы закупить новую партию товара. Если выручка большая — чтобы расширить бизнес. Но это в нормальной ситуации.
А что делать магазинам сейчас?
Расширять бизнес — смысла никакого. Скорее надо сворачивать. Потому что новые партии товаров пойдут уже по новым ценам, по новому курсу рубля. Это значит, что розничные цены на те же автомобили, телевизоры и прочий импорт будут выше прежних. Это само собой приведет к снижению продаж. А кроме того, кто хотел что-то купить — уже купили и в ближайшее время в магазины не пойдут. До праздников уж точно. И во время праздников не пойдут. И вообще в январе продажи упадут. А еще хуже то, что закупились не только те, кто хотели, а еще и те, кто не хотели. Значит вскоре увеличится предложение «нового с рук», а это еще снизит поток покупателей в магазинах.
Если сложить все факторы — впереди у магазинов (по которым прошелся панический шоппинг) — долгосрочный спад продаж. Спад может быть настолько сильным, что будет нечем платить даже аренду. Впору подумать о том, чтобы вообще закрыться на пару месяцев и потом открыться в другом месте. Если будет смысл открываться вообще.
А кто полагает, что повышенная выручка магазинов — это поступление денег в российскую экономику, — огорчу: премии менеджерам наверняка выдадут «в конвертах», налогооблагаемые зарплаты не вырастут. Те магазины, которые потратят выручку на закупку нового товара, заплатят только НДС — это 18% от разницы между доходом и стоимостью закупки. Если направить на закупку товаров всю выручку, то НДС будет близок к нулю. А выручка, которая не будет направлена на закупку новых товаров — будет обналичена. Так что доля, которая попадет в бюджет страны — крайне невелика.
5. Доверие к рублю подорвано.
Это тоже свершившийся факт. Когда люди бегут конвертировать рублевые сбережения во что-то другое — неважно, в другую валюту или в технику — это признак резкого падения доверия к национальной валюте и к национальной экономике вообще.
То, что побежали не все, а только москвичи и жители некоторых других городов, причем самая зажиточная часть — это еще не значит, что остальные продолжают верить в рубль. Просто остальные не располагали такими сбережениями чтобы паниковать. У кого объем сбережений меньше размера зарплаты, у тех гораздо актуальнее вопрос, что будет с их предприятием в следующем году, чем вопрос о том, что будет с курсом рубля.
Доверие к рублю снизилось у подавляющего большинства. Просто степень снижения разная. К примеру, аналитики на Вестях — вполне образованные информированные люди, еще недавно говорили о разумном курсе в 45-50 рублей за доллар, сегодня говорят, что 75 — низковато, но если движение будет плавным, то нормально. Они не паникуют, но доверие к рублю снизилось и у них.
И отсутствие единого мнения о перспективах рубля — тоже само по себе плохой признак. Причем единого мнения нет как у населения (кто-то пишет, что рубль вернется чуть ли не на 40, кто-то пишет, что впереди 200 за доллар), так и у тех же аналитиков. Кто-то говорит, что скоро начнется коррекция (то есть возврат к прежним позициям, то есть на 40-50), кто-то говорит, что ориентир — 150 за доллар.
Разница между населением и аналитиками в том, что у одних есть просто мнение, а у вторых еще и аргументы. Простой человек говорит или «все хорошо, кто считает иначе тот всепропальщик» или «все плохо, кто считает иначе тот запутинец». Аналитики вместо безапелляционного «всепропальщик» и «запутинец» приводят массу доводов, упоминают фундаментальные факторы, тенденции, приводят примеры из прошлого. Но разброс мнений примерно одинаков.
А это все — и недоверие к рублю, и разброс мнений — тоже фактор для дальнейшего ослабления рубля.
Если доверие к рублю снижено, значит многие продолжат конвертировать свои рублевые сбережения и доходы во что-то другое. В доллары, золото или технику — неважно. Главное, что конвертация рубля в другие активы продолжится. А это значит, что спрос на рубль имеет тенденцию к снижению, а значит и курс будет скорее падать, чем расти.
Панический шоппинг — это своего рода индикатор.
Надеюсь, что паники уже не будет и курс рубля не будет больше скакать как одержимый. И магазины с обменниками, надеюсь, тоже никто больше не будет штурмовать. Но то, что игра на понижение рубля продолжится — это почти наверняка.
Панический шоппинг — это был старт «народной игры против рубля».
И еще панический шоппинг — это признак ожидания войны. Только война ожидается не обычная. И ждут ее не все. Но ждут.
Когда население чувствует приближение обычной войны — скупают соль и спички.
Сейчас ждут другую войну — экономическую. И поэтому скупают дорогостоящие товары. В ожидании, что завтра они будут недоступны или их не будет вообще.
Показательно, что доверие подорвано не только к рублю, но в некоторой степени и к доллару. В чем хранить сбережения — народ перестает понимать. Может быть завтра рубль обесценится, а может быть и наоборот.
И разница мнений относительно того, будет ли рубль в следующем году «по 40» или «по 200», будет ли он падать дальше или наоборот укрепляться — это тоже признаки ожадания экономической войны.
Разница мнений — это признак того, что ни народ, ни даже аналитики не понимают, кто победит в предстоящей экономической войне — Россия или США.
Народ не понимает, на что ставить — на рубль или на доллар. Отдельные граждане имеют свое мнение, но у народа в целом единого согласованного мнения нет. Поэтому многие, кому есть, что ставить, предпочитают ставить на нечто осязаемое. Ставка на «электронные тыквы» — на мой взгляд неудачная. Но ставка делалась в спешке, в панике, поэтому результат вполне объясним.
По большому счету, экономическая война уже идет.
Она началась с вводом санкций, а атака на рубль, которая состоялась в начале недели — одна из операций в ходе этой войны. Но это лишь самое начало. Основные действия впереди. Кто победит — действительно неясно. Лично я в Россию верю, но вот в ее либеральную экономику — нет.
Непобедимость России в историческом масштабе еще не означает непобедимости ее экономики на отдельном отрезке истории.
Российская экономика составляет примерно 2% от мировой. Против нас воюют США и ЕС, суммарно почти 50% мировой экономики. Силы, мягко говоря, не равны.
Победит ли в войне народ, который при первой же атаке на рубль побежал закупаться телевизорами чтобы наблюдать за ходом этой войны, сидя на диване, а кто не побежал — тот в половине случаев просто не имел такой возможности, а была бы — побежал бы в первых рядах — вот, в чем сегодня главный вопрос…
Вот если бы всем нам, включая правительство, сделать правильные выводы из состоявшегося на неделе в Москве панического шоппинга — вот тогда был бы неплохой шанс победить. Но пока об этом можно только мечтать. Выводы мы порой делаем довольно абсурдные. Что панический шоппинг и показал. И наше правительство тоже. Поэтому… кто-то вскоре будет жалеть о том, что купил, кто-то о том, что не купил, кто-то будет сидеть и следить за происходящим по новому телевизору, а кто-то будет воевать. Моторола, в основном. Ну что ж. Может быть так и победим. Если победим…
1 комментарий
сказка на новый год. в интернет магазинах все есть и готовы доставить. сам в магазины за бытовой не езжу давно, и те кто зарабатывает, думаю тоже ездят не за бытовой техникой, ну л не только за бытовой. Допускаю , что психоз создали европейцы любящие покупать на халяву и под рождество,продал евро купил за рубли — отбил поездку и отдых