Хакеры, дешевые товары и модернизация армии вынуждают Вашингтон менять отношения с Пекином
Конгрессмен от Калифорнии Дана Рорабахер, подвергнув резкой критике политику Обамы, направленную против России, сказал, что «риски, связанные с Путиным, даже близко не сравнимы…» с угрозой, которую несет Поднебесная. Почему же американцы стали опасаться Китая? Только ли в экономике дело?
Страх перед китайскими хакерами
О том, что США стали бояться Китая, первой призналась Хилари Клинтон, в бытность своего госсекретарства. Случилось это в конце мая 2010 года в Брукингском институте. Тогдашний руководитель внешнеполитического ведомства говорила о необходимости пересмотреть мировую стратегию Белого Дома с учетом новых политических вызовов. Дэвид Берлинд, главный редактор известного в США it-портала TechWeb.com, комментируя речь госпожи Клинтон, сообщил, что пришло время США «сглаживать углы и танцевать Тай Чи» точно так, как раньше, это делал МИД КНР.
«Судите сами, если бы тридцать три китайские межконтинентальные ракеты полетели на штаб-квартиры ведущих корпораций Америки, то США должны были бы незамедлительно начать войну, — пишет Дэвид Берлинд. – Это произошло бы в любом случае, был бы перехват, или ракеты достигли бы цели. Но почему масштабные и спланированные кибератаки на тридцать три главных бизнеса Америки не получили какого-либо наказания со стороны Белого Дома? Между тем значение и последствия как ракетного, так и компьютерного нападения равносильны. О том, насколько это было опасно, можно прочесть в getting.Let, где сказано, что китайские хакеры были близки к тому, чтобы вызвать настоящий хаос в Америке. Однако Барак Обама не сказал ни одного сурового слова в адрес премьер-министра Китая». По словам Дэвида Берлинда, началась тайная война Китая против киберпространства Америки, причем с нарастающим профессионализмом. Иными словами, американцы боятся, что китайские хакеры однажды смогут взломать управляющие программы не только крупных корпораций, но и правительственных структур.
Фобия остаться без китайских товаров
Еще одна причина скрытого страха американских властей перед могуществом КНР имеет социальные корни. Иными словами, без дешевых китайских товаров многие американцы чувствовали бы себя бедными и классово ущербными, а, значит, агрессивными и опасными для стабильного общества. Это признал Всемирный Банк, который проанализировал ситуацию с нищетой с 1980 по 2008 годы. Согласно его докладу, за время реформ в КНР «число китайцев, живущих в условиях крайней бедности, снизилось на 662 миллиона».
Между тем, в той же Америке, индекс медианного реального дохода домохозяйств с 2000 по 2013 годы сократился на восемь процентов. Вследствие чего так называемые чистые активы большинства американских семей (не входящих в 10% элиты) за эти годы уменьшились на 600 млрд. долларов, а долговая нагрузка, в том числе и просроченная, резко возросла.
Эксперты фиксируют и другой малоприятный факт, характеризующий потенциальную бедность значительного числа американских домохозяйств – растущее значение кредитного плеча. Многие уже некогда не расплатятся по долгам, причем им приходится постоянно занимать, чтобы платить проценты по ссудам. При всем при этом в американском обществе не наблюдается роста социальных протестов, поскольку эта ситуация реально не сказалась на уровне жизни. Американцы, как покупали, так и покупают товары, теперь уже с лейблом «Made-in-China». Журналистка Сара Бонджорни (Sara Bongiorni) еще восемь лет назад опубликовала книгу, ставшую за это время еще более актуальной. Бестселлер называется «Год без бренда «Сделано в Китае»: настоящая история одной семьи в глобальной экономике». Сара Бонджорни на личном опыте убедилась, что практически невозможно поддерживать достаточное благополучие, не покупая дешевые китайские товары.
Боятся, что их будут игнорировать
Ян Хён Джюн, китайский ученый и блогер, доктор Сиднейского Технологического университета, который в свое время работал в МИДе Китая, а затем – старшим научным сотрудником Атлантического совета в Вашингтоне, опубликовал статью на тему, «почему боятся Китая?». Этот материал перепечатали десятки изданий во всем мире и в общей сложности прочитали миллионы людей.
Свои наблюдения Ян Хён Джюн начал с антикитайских беспорядков во Вьетнаме, приведших к тому, что пиньинь (китайский язык) в этой соседской стране стал «персоной нон грата». Говорить на нём – значит, немедленно вызвать гнев со стороны местных жителей. Хотя еще недавно китайцы были «товарищами и братьями» вьетнамцев. Теперь из Ханоя можно услышать резкие обвинения в адрес древней Срединной империи. Мол, Пекин стремится к гегемонии. Автор считает, что источники этого недоверия находятся в Вашингтоне, который через стравливание «наших азиатских стран» пытается восстановить удобный для него баланс сил».
«Посмотрите, что пишут простые китайцы на просторах интернета, — рассуждает Ян Хён Джюн. – Все заняты защитой острова Дяоюйдао, желанием дать урок Филиппинам или озабочены военным союзом с Россией, чтобы вместе воевать против США». По словам известного блогера, в этом нет ничего удивительного. Ян Хён Джюн рассматривает такие умонастроения, как справедливую реакцию на нападки извне. В частности, если в некоторых западных политических ток-шоу показывают КНР, как фашистское государство (ни больше — ни меньше), то этот негатив будет чувствоваться на бытовом уровне и в Поднебесной. Проблема в том, что Китай становится могучей страной, и Америку беспокоит, что Пекин однажды заявит о своих национальных приоритетах. При этом Вашингтон меньше всего волнует, к примеру, нерушимость границ в этом регионе, но ему чрезвычайно важно не потерять статус государства-покровителя малых стран, который даёт США выгодные экономические преференции.
Кошмар от модернизации китайской армии
Эксперт американского военно-технического портала dodbuzz.com Джон Рид сообщил, что первые реальные тревоги относительно китайской армии в Пентагоне появились еще в 2010 году. Адмирал Роберт Уиллард, начальник Тихоокеанского командования США, констатировал, что китайский антикорабельный ракетный комплекс DF-21D достиг боевой готовности и, по его мнению, был разработан исключительно против ударных авианосных групп США. В связи с этим адмирал потребовал, чтобы китайцы приняли правила морского движения, а также согласились информировать о своих маршрутах американские боевые корабли. И, во-вторых, призвал Белый Дом отказаться от сокращения ассигнований на военные нужды, иначе «США не смогут гарантировать безопасность своих союзников и друзей в регионе».
Оснований думать так предостаточно. «Военная реформа является частью большой программы Си Цзиньпина, — уверен Дэвид М. Финкельштейн, вице-президент и директор по исследованиям Китая в CNA Corporation. — На этот раз всё будет серьезно, по-взрослому. Через пять лет мы увидим первые плоды, а через десять НОАК не будет уступать Пентагону, точно так, как сейчас китайская экономика не уступает американской экономике». Эксперт считает, что модернизация армии Китая, которая в свое время была создана для защиты от агрессии со стороны СССР, завершится в 2020 году, после чего и будут решаться территориальные споры с Японией.
С этим согласен и Деннис Дж Бласко, бывший американский военный атташе в Пекине. Он уверен, что китайцы не простили своего военного унижения от Японии и приводит слова генерала Лю Язхоу из Национального Университета НОАК, который призывает комплексно совершенствовать армию и государство. «Поражение Цинской империи являло собой несовершенство её институтов, — сказал генерал, — тогда как победа Японии означает победу её государственных институтов». Деннис Дж Бласко убежден: это не просто частное мнение китайского реваншиста, а коллективная позиция пекинского истеблишмента. Иначе не стали бы все государственные газеты печатать интервью Лю Язхоу на первых страницах. В этой связи американские эксперты и военные не сомневаются, что США не удастся защитить Японию со всеми экономическими последствиями для Вашингтона. Это станет самым настоящим кошмаром для Белого Дома.