Администрация президента готовится к 2016 году
Серия кадровых перестановок произошла в Кремле. Зам. главы управления внутренней политики президента Виктор Селиверстов отныне руководит исполкомом столичного отделения ОНФ, его место в Администрации Президента, вероятно, займет Татьяна Воронова, которая будет курировать блок региональной политики. А структуры, связанные с федеральными выборами, будут замкнуты на зам. руководителя управления Тимуре Прокопенко (экс-лидер «Молодой гвардии «Единой России»). Простому обывателю эти имена и фамилии ничего не скажут, однако специалисты в толковании тонких политических сигналов качают головами. Чем вызвана такая рокировка? Версия номер один — в Кремле уже вовсю готовятся к выборам 2016 года в Госдуму. «МК» поинтересовался мнением экспертов — как оказалось, такую точку зрения разделяют не все.
Евгений МИНЧЕНКО, директор Международного института политической экспертизы:
— Теперь ключевые позиции у людей, которые ориентируются лично на главу управления внутренней политики Вячеслава Володина. Люди действительно профессиональные. Та же Татьяна Воронова — человек, который сам себя сделал за счет трудоспособности, адекватности, эффективности. Тимур Прокопенко — человек с очень большим опытом, отзывы о нем позитивные. Это такие рабочие лошадки, усидчивые, вкалывающие, для которых работа на первом месте. Активизируется проект ОНФ, он будет поправлять региональные власти, не давать им возможности принимать неправильные решения. В прошлом году ОНФ в регионах уже начал выполнять такую функцию «народного контроля». «Единая Россия» — это официальный предвыборный интерфейс, а ОНФ — более широкая история, призванная инкорпорировать широкие пласты сторонников вплоть до оппозиционных. Не рано ли готовиться к выборам 2016 года? Не рано, тем более стоит задача отслеживания новых перспективных фигур, надо посмотреть на тех людей, которые могут стать депутатами. Я думаю, Путин задумал очень серьезную перезагрузку элит, это видно по его тональности и публичным выступлениям. Выросла роль «Деловой России», отсматривают людей из бизнеса, ОПРФ. Идея в том, чтобы люди себя до Госдумы как-то проявили. Установка на 2016 год такая, что в Госдуме должно быть патриотическое большинство, но непринципиально, какими патриотическими силами оно будет представлено.
Николай МИРОНОВ, глава Института приоритетных региональных проектов:
— Происходит перегруппировка сил во внутриполитическом блоке АП. Усиливается работа по Москве, где на думских выборах будут избираться сразу несколько одномандатников помимо региональных групп партийных списков. Надо полагать, здесь будет создан как бы параллельный штаб по выборам, учитывая, что московское отделение «ЕР» контролируется командой мэра Собянина.
В самом УВП формируются два ключевых блока, работающих по избирательной тематике, — «федеральный» (партии, ОНФ, ЦИК) и «региональный» (включая муниципалов). Это облегчает управление ситуацией, тем более что новые руководители обоих блоков не находятся друг с другом в состоянии интриг/конкуренции или конфликта.
При этом назначение Татьяны Вороновой на региональный блок следует признать взвешенным и грамотным кадровым решением: Воронова — это пассионарий с хорошим и разносторонним бэкграундом (общественно-политическая, депутатская работа, ЦИК). Она сочетает качества взвешенного политика и сильного управленца.
В целом формируется управляемый и достаточно эффективный штаб/центр управления.
Глеб ПАВЛОВСКИЙ, глава Фонда эффективной политики:
— В любом случае эти перестановки не могут относиться к выборам 2016 года по типу кремлевского планирования. Они так далеко не планируют, реальный горизонт планирования — в пределах года, наличие более долгих планов в аппарате скорее напрягает и рассматривается как чрезмерная амбициозность и намерение обойти других, вырваться вперед, предрешить какие-то решения первого лица, что воспринимается как политический криминал. А первое лицо не высказывалось по поводу 2016 года. Поэтому это никак не может относиться к выборам. Обычно перемещения относятся к прошлым действиям или бездействиям и являются наказанием или поощрением за прошлые поступки. Что в сфере внутренней политики могло их вызвать? Внутренней политики в этом году не было, потому что она вся была внешней. Все, что происходило в стране, размещалось на территории Украины. Думаю, вряд ли это значимые перемещения. Активизировать ОНФ в Москве — это избыточная деятельность, он все равно не сможет перешибить безумную активность Госдумы.