До сих пор только Россия жестко защищает право жителей Юго-Востока Украины на жизнь.
Выступая на трехчасовой пресс-конференции 18 декабря, президент Владимир Путин заявил, что Россия заинтересована в территориальной целостности Украины при условии уважения прав жителей юго-востока страны. Вопрос о государственной принадлежности Крыма обсуждению не подлежит, однако Россия, по словам Путина, готова быть посредником во внутриукраинском диалоге, «вплоть до восстановления политического единства Украины». Заявления главы государства вызвали в информационном поле и блогосфере новый предсказуемый взрыв споров на тему, вынесенную в заголовок статьи.
Помимо заявления о заинтересованности России в украинской целостности, президент Путин подчеркнул, что кризис должен решаться политическими методами и что президент Порошенко «судя по всему, настроен на урегулирование». Однако не один Порошенко руководит украинскими процессами. Владимир Путин заметил, что ранее Россия настаивала на отводе подразделений воюющих сторон с линии фронта. Этому воспротивились ополченцы Донбасса, мотивируя свой отказ тем, что не могут покинуть 3-4 деревни, в которых живут их семьи. Тем не менее, целью России, по словам Путина, по-прежнему остается «общее политическое пространство Украины». Кстати, слово «Новороссия» на пресс-конференции 18 декабря он не произносил вообще.
Чуть раньше аналогичное заявление сделал министр иностранных дел России Сергей Лавров. В интервью французскому телеканалу France 24 он сказал, что полностью поддерживает территориальную целостность Украины. Говоря о безоговорочном признании ее целостности, Лавров вынес за скобки обсуждения принадлежность Крыма: «Это не было исключением, это была воля народа. С российской точки зрения Украина, которую мы сейчас признаем (без Крыма, но с Донбассом – авт.), территориально целостная и должна быть поддержана в этой форме». Что касается Донбасса, то Лавров подчеркнул: второго Крыма не будет, потому что регион является неотъемлемой частью Украины. При этом, касаясь войны на юго-востоке, глава российского МИДа заявил, что «полон решимости помочь в поиске путей урегулирования».
Мне кажется, наметившийся тренд ясен, расшифровка не требуется. Интереснее наблюдать, как реагируют на него те, кто придерживается полярных точек зрения на политику России в отношении мятежных регионов Украины. А эти люди, являясь жесткими антагонистами, в этом вопросе демонстрируют полное единодушие: конечно же, Путин Новороссию «слил». Разница только в эмоциях по этому поводу. Те, кого в сегодняшней системе политических координат и ярлыков принято обзывать либералами, злорадствуют. Те, кого обзывают ястребами, — негодуют. В блогосфере, на форумах и в социальных сетях градус их спора доходит до матюгов.
О том, чего добиваются самопровозглашенные республики, рассказал в интервью испанской газете Pais вице-премьер Донецкой Народной Республики Андрей Пургин. По его словам, ставится задача убедить Россию в том, что Донбасс является частью русского мира. «Мы не можем и не намереваемся существовать без России. Мы отстаиваем нашу местную идентичность, однако она является частью идентичности русского мира. Мы не видим ничего экстраординарного в зависимости от России, мы стремимся к ней и собираемся убедить РФ, что мы являемся ее частью», – говорит Пургин. Он также замечает, что сегодня республики «не продвигают этот вопрос, понимая, что Россия не хочет развязать мировую войну».
А вот голоса с противоположного фланга. Политолог Станислав Белковский: «Путин не может «слить» Новороссию, так как он никогда ее, собственно, и не «наливал». Кремль не анонсировал никаких планов признать отдельные районы Донецкой и Луганской областей, находящиеся ныне под контролем полевых командиров, независимым государством». Не так давно в эфире «Эха Москвы» Белковский сообщил, что намерен получить украинское гражданство и перебраться из Москвы во Львов. В том, что гражданство будет ему предоставлено, нет никаких сомнений.
И так далее.
Критикам Путина, обвиняющим его в предательстве, равно как и тем, кто по этому поводу удовлетворенно хмыкает, хочется напомнить несколько очевидных вещей.
Например, такую: в Ростовскую область почти ежедневно прибывают караваны с гуманитарной помощью, которую доставляют в регионы Украины, где бушует военный пожар и наступают зимние морозы.
Только в России беглецам из охваченных войной территорий Украины предоставляется приют, питание и медицинское обслуживание в лагерях беженцев, затем – временное пособие, работа и жилье в одном из регионов страны от Калининграда до Владивостока.
Никто, кроме России, на международной арене не защищает требования ополченцев юго-восточных областей.
Ни в одной стране мира боль и горечь жителей юго-востока Украины не воспринимается так остро и близко, как в России.
С самого начала украинского кризиса только Россия последовательно и жестко выступает за права русских граждан Украины, включая самое главное право – право на жизнь. И так будет до тех пор, пока на охваченных войной землях не воцарится мир. Переговоры между представителями Киева и восставших регионов были бы немыслимы без сверхусилий российской дипломатии.
Однако это не означает, что лидеры Юго-Востока и их приверженцы в России имеют моральное право требовать от руководства страны того, что им представляется необходимым. Например, военной интервенции в сопредельное независимое государство, присоединения к России Донецкой и Луганской областей или бомбардировки Киева с последующим объявлением Третьей Мировой войны (нужное подчеркнуть).
Более того, как единственный на мировой арене защитник русскоязычных регионов Украины, Россия вправе задавать их лидерам вопросы и делать предложения, от которых им лучше бы не отказываться.
Старый знакомый пишет в социальной сети: «Россия должна и будет воевать с американцами до последнего укропского солдата». Он выражает мнение, которое, судя по шуму на всех виртуальных площадках, сегодня разделяет пусть не большинство, но значительная часть россиян. Другой многолетний знакомый и близкий товарищ, напротив того, спит и видит, как Россия самоустранится от конфликта, украинские силовики одержат быструю победу и восстановят мирное течение жизни на Юго-Востоке страны, перебив «оборзевших гопников и бандюков».
Я не согласен ни с тем, ни с другим. Я уверен, что любой «последний и решительный бой» на Юго-Востоке Украины, принесет в первую очередь новые страдания и жертвы мирного населения региона, чья жизнь в уходящем году превратилась в страшный сон. Сегодня уже не так важно, «кто первый начал». Гораздо важнее, чтобы кровавое безумие отступило, чтобы установился пусть «худой» но мир.
Для этого требуется холодный ум, добрая воля и необходимое для каждого ответственного политика стремление найти выход из ситуации, даже если она кажется безвыходной. Тем, кто такими качествами не обладает и считает, что есть вещи поважнее мира, — лучше бы заткнуться.
Также можете посмотреть все новости Украины за сегодня