…Американцы все же успели ввести в строй свою последнюю оставшуюся у них АУГ в северной Атлантике, что грозило немалыми потерями нашему торговому флоту с его устаревшим вооружением. В это время флагман Северного флота линкор «Неуязвимец» (трофейный модернизированный «Замволт») глубоко увяз в поддержке десанта на полуострове Юкатан. Артиллерийские автономные модули были вынуждены отделиться от корабля и сопровождать десант по суше — настолько интенсивным было сопротивление никарагуанских контрас. Конденсаторы лазерной батареи уже начали разряжаться: никто не рассчитывал, что её установкам придётся в одиночку перестрелять всю спутниковую группировку НАТО и отбивать бесчисленные атаки беспилотников.
…В создавшейся обстановке адмирал Иванов дал добро на отделение ракетного модуля для удара по АУГ США. Решение оказалось оправданным: экраноплан за пару часов смог перемахнуть океан и выйти на дистанцию атаки. Массированным ракетным ударом гиперзвуковых «Кистеней» был практически полностью потоплен Шестой флот «вероятного противника». Однако происшедшее уже попахивало международным скандалом.
После возвращения модулей на корабль «Неуязвимец» произвел экстренный запуск ЯРД и через час вышел на геостационар. Там, дозаправившись от станции «Юрий Гагарин», линкор взял курс на точку Лагранжа, на соединение со 2-й стратегической танковой армией, которая уже давно скрывалась в облаках Кордылевского от телескопов Гаагского трибунала…
Беспилотник X-47B на палубе авианосца «Гарри Трумен»
Сей забавный опус есть ответ двум предыдущим статьям на «ВО», посвященным методам борьбы с американскими авианосцами. Автор статьи «Горькая правда о мгновенном ударе АУГ» полон оптимизма — все что плавает, когда-нибудь утонет, перестреляем всех на раз, море наше. Его оппонент (статья «Способен ли российский флот бороться с авианосцами США?») дает более взвешенную оценку событиям, справедливо указывая на очевидные сложности в борьбе со столь мобильной и боеспособной эскадрой, какой является АУГ военно-морских сил США.
Уважаемые Ю. Никифоров и С. Линник, зачем было вновь задаваться очевидным вопросом? Ведь все и так очевидно. Военно-морская мощь США превосходит флоты всех остальных стран мира, вместе взятых. Там кол-во одних авианосцев превышает численность всех носителей дальнобойных ПКР на отечественном флоте (атомные «Орланы», РКР типа «Атлант» и ПЛАРК пр. 949А). У нас всего 4 корабля, способных обеспечить зональное ПВО эскадры, у янки таких кораблей 84 (крейсера и эсминцы с дальнобойными зенитными комплексами). Мало того, американский флот имеет мультинациональный формат — десятки технически развитых стран-союзников со своими базами и кораблями, готовые в любой момент усилить флот своего сюзерена. Бороться с такой силищей с помощью горстки ржавых подлодок и крейсеров времен «холодной войны» совершенно недопустимо, бесполезно, да и по факту никому не нужно.
На борту ТАРКР «Петр Великий»
Если говорить только об АУГ, то дело не только в их количестве, но и в их качестве. Янки удалось создать сбалансированную эскадру (авиация, ордер ПВО и ПЛО, подводные силы), практически неуязвимую в открытом море. Её предельно трудно обнаружить и отследить. Она не приближается близко к берегу, непрерывно изменяя своё положение со скоростью 500 миль в сутки. Отправленные на её поиск самолеты-разведчики будут неминуемо перехвачены боевыми воздушными патрулями, барражирующими на расстоянии в сотне миль от основного ордера АУГ.
Ту-95РЦ под эскортом «Фантомов»
Известная космическая «Легенда» (спутники морской разведки) даже в периоды своего расцвета была лишь технически красивым экспериментом, показавшим всю невероятную глубину и сложность данной проблемы. Даже опустив страшные техмоменты «Легенды-М» (спутники с ядерными реактором), стоит отметить, что низкоорбитальный ИСЗ летает по круговой орбите, делая один виток вокруг Земли за 80 с небольшим минут. Однако, совершив один оборот, спутник окажется уже совсем над другим районом планеты, отстоящим на тысячи км от того места, над которым он пролетал в первый раз. Земля имеет собственное вращение — в результате спутник по отношению к земному наблюдателю имеет сложное движение, а его траектория напоминает зигзаг на экране осциллографа. Чтобы иметь возможность с должной регулярностью (хотя бы раз в час) осматривать любой заданный район Мирового океана, потребовалась бы чертова уйма космических разведчиков; создание и эксплуатация подобной системы — чистая фантастика.
Единственный, кто имеет шанс обнаружить АУГ и не теряя времени нанести удар, — подводная лодка, по воле случая оказавшаяся на пути авианосной группы. Однако с учетом того, что число боеспособных многоцелевых АПЛ в составе ВМФ РФ в настоящий момент меньше числа авианосных групп «вероятного противника», теория вероятностей дает скудный прогноз насчет их встречи в громадном океане. Стоит заметить, что АУГ движется быстро, а лодка скована в маневре. Попытка дать полный ход, догнать эскадру и занять выгодное положение для атаки сопряжена с риском потери скрытности и срывом атаки/гибели подлодки. В состав АУГ включено как минимум 4-5 надводных кораблей с мощными гидроакустическими станциями и ракетоторпедами RUM-139 ASROC-VL, не считая многоцелевых АПЛ, прикрывающих авианосец из-под воды. Активно используются противолодочные «вертушки» (пара десятков на эскадру), при этом авианосец не брезгует помощью со стороны базовой авиации. На курсовых углах АУГ постоянно рыщут «Орионы» и «Посейдоны» (морские патрульные/противолодочные самолеты на базе гражданских авиалайнеров).
В результате АУГ может непрерывно уклоняться от контакта с противником, одновременно, благодаря наличию «длинной руки», контратакуя вражеские корабли, пытающиеся приблизиться к эскадре на дальность пуска своих ракет (или хотя бы обнаружить примерное местоположение АУГ).
Что можно противопоставить такой угрозе? Снарядить и отправить на её поиск собственную АУГ — два «Неуловимых Джо» будут бегать друг за другом по океану, периодически ввязываясь в воздушные бои. Когда-нибудь, одной из сторон повезет: скоординированная атака застанет противника врасплох, самолеты прорвутся и «ушатают» вражеский ордер (сражение в Коралловом море, Мидуэй — далекие отголоски из прошлого).
Легенда о Неуловимом Джо
Факты из первой части статьи способны ввергнуть в уныние, но отчаиваться не стоит!
Последний палубный самолет-носитель ЯО (A-5 Vigilante) янки сняли с вооружения в 1963 году. Причиной было появление гораздо более надежной и эффективной системы — подводных лодок с баллистическими ракетами. С тех пор янки никогда не экспериментировали с ядерным оружием на борту своих авианосцев, отдавая им роль морской тактической системы для доминирования на море в случае безъядерного варианта Третьей мировой войны. Мировой войны не случилось, в результате «авиавафли» бесцельно шатались по океанам, периодически пытаясь участвовать в локальных конфликтах. Где толку от них было немного — в воздухе все решала авиация ВВС.
Авианосец неуязвим в открытом океане, но его сила стремительно убывает при приближении к берегу. «Хоукаи» и «СуперХорнеты» встречают конкуренцию со стороны истребителей берегового базирования, чьи ТТХ на голову превосходят характеристики палубной авиатехники. Что может сделать маленький самолет ДРЛО «Хоукай» против E-3 «Сентри» или отечественного АВАКСа А-50У, где масса одного оборудования и антенны превосходят макс. взлетный вес «Хоукая»! Столь же смешно сравнивать боевую нагрузку «СуперХорнета» (при взлете с катапульты) с каким-нибудь сухопутным монстром типа Су-34 или F-15E.
Такая же проблема с количеством — даже на самом большом авианосце может одновременно находиться не более четырех десятков боевых самолетов. В то время как на берегу их поджидает авиационная группировка в составе многих десятков, если не сотен единиц первоклассной авиатехники.
Тот факт, что в составе ВВС большинства стран боевых самолетов меньше, чем на одном американском авианосце, — это проблема ВВС этих самых стран. Есть авиация — проблемы с авианосцами нет. Фолкендская эпопея (1982 г.) отчетливо показала, как жестоко «огребает» эскадра от авиации берегового базирования (притом, что у аргентинских клоунов на весь ТВД было 6 противокорабельных ракет, единственный самолет-заправщик, а на разведку летал пассажирский «Боинг»).
Третья проблема — география. Американские АУГ не способны напрямую угрожать России, т.к. все важные города и промышленные центры находятся в глубине побережья, а до того же Крыма проще и ближе лететь с турецкой авиабазы Инжирлик, чем загонять в Черное море авианосец. АУГам нечего делать в «маркизовых лужах» Балтики или Черного моря. С другой стороны, у континентальной России нет никаких стратегических интересов в океанах, мы никогда не зависели от морских коммуникаций. Даже в тяжелейшие годы ВМВ нам не было особой разницы, как происходили схватки на просторах в Атлантике. Помочь союзникам мы ни чем не могли. А море — безбрежная сине-зеленая гладь — все равно ничейное.
Современные атомные авианосцы могли быть оправданы в серьезном безъядерном конфликте формата » СССР vs США», когда бы янки потребовалось перебрасывать через океан подкрепления в Европу, отбиваясь от наседающих со всех сторон советских подлодок и самолетов. В этом случае, АУГи могли бы сыграть свою роль — их боевой устойчивости действительно можно позавидовать. Увы (а вернее, к счастью) такие истории — всего лишь сюжеты для книг в жанре альтернативной истории.
АУГ неуязвима, пока она бесцельно бродит по океану. Но её сила в реальных операциях выражаться символическими процентами. Результатом всех поисков — от обычных дискуссий в Интернете до серьезных научных исследований в области морской, ракетной и космической техники, стало понимание простого факта: незачем ловить «Неуловимого Джо» на бескрайних морских просторах, бесполезно растрачивая триллионы полновесных рублей. Если случится реальное применение АУГ, «Неуловимый Джо» придет сам и немедленно получит по морде от береговой авиации и средств ПВО (как это случилось в Ливане в 1983 году).
ПЛАРК пр. 949А, вооруженная ПКР «Гранит». В настоящее время в составе ВМФ России числятся 4 действующие лодки данного типа. Еще 4 лодки находятся в ремонте