Эксперты оценивают произведенные Лукашенко кадровые перестановки.
Президент Белоруссии Александр Лукашенко проводит перестановки первых лиц государства. Свои посты потеряли премьер-министр и председатель Нацбанка, главы минобразования, минналогов, минэкономики и минпрома, руководство ключевых промышленных гигантов. Эксперты связывают перестановки с поиском «козлов отпущения» в условиях масштабного экономического кризиса.
Новым премьером республики вместо Михаила Мясниковича стал Андрей Кобяков, с 2012 года возглавлявший администрацию президента. До этого в течение года Кобяков был послом Белоруссии в России. Председателем правления Нацбанка назначен Павел Каллаур, глава правления Белвнешэкономбанка. Он сменил Надежду Ермакову. Главой администрации президента стал Александр Косинец, прежде занимавший пост председателя Витебского облисполкома.
Кроме того, белорусский лидер сменил руководителей крупнейших предприятий страны, среди которых МАЗ, «Белшина» и «Бобруйскагромаш».
Причины кадровых перестановок пресс-служба президента не уточняет.
«Ситуация в мире непростая, а наша экономика, к сожалению, очень зависима от внешних рынков, но в то же время хватает и внутренних проблем, и мы должны навести идеальный порядок, чтобы минимизировать то негативное влияние, которое на нас оказывает мировая экономика», — заявил новый премьер Кобяков в субботу журналистам после своего назначения. Он подчеркнул, что задачи, стоящие перед белорусской экономикой, очевидны.
Кобяков обещает обеспечить развитие белорусской экономики, чтобы в кризис положение рядовых граждан не ухудшилось. Своих предшественников он не критиковал, отметив, что принятые предыдущим составом правительства и руководством Национального банка меры являются во многом адекватными: «Наша задача — не потерять темп в принятии эффективных решений и оправдать надежды народа, которые связаны с работой правительства — главного экономического штаба страны».
Президент Белоруссии перетряхивает руководство страны на фоне резкого ухудшения финансового состояния республики, причиной которого власти называют ослабление рубля в России, вызвавшее обвал белорусского рубля.
Как и в России, в Белоруссии резко вырос спрос на доллары и евро. Рост спроса спровоцировал дефицит валюты. Минск пытается решить проблемы в ручном режиме, введя 30-процентный налог на покупку валюты.
21 декабря премьер Мясникович заявил, что из-за девальвации российского рубля Белоруссия торгует на экспортном рынке продовольствия в ноль, а по некоторым группам даже в минус: «Но мы понимаем, что цены в России все-таки будут повышаться, доходность нашего экспорта расти. Мы должны сохранить эти рынки».
Отмечается, что сменить премьера власти планировали ближе к выборам осенью 2015 года, попутно назвав Мясниковича источником всех проблем в экономике. Но из-за разразившегося уже нынешней зимой кризиса и торговых проблем с Украиной приходится срочно назначать молодого Кобякова, который будет быстрее и смелее реагировать в кризисной ситуации.
Важно, что одновременно сменили и главу Нацбанка. Новый премьер Кобяков — тот самый чиновник, который объявлял, что в отрицательном сальдо торгового баланса Беларуси виновата реклама импортных товаров.
Белорусский политик и экономист Ярослав Романчук согласен, что первой причиной перестановок стала реакция Лукашенко на кризис, который, с его точки зрения, допустили руководители исполнительной власти. Романчук называет перестановки сигналом электорату накануне кампании-2015.
«Лукашенко сделает стрелочниками премьера и главу Нацбанка. Показывает, что стоит на страже интересов народа, отстраняя исполнительную власть, которую контролирует до каждого винтика. Бывшие глава Нацбанка и премьер играют роль старых номенклатурщиков, оппортунистов, инерционных руководителей советской закалки, которые прошляпили кризис и теперь взяли на себя ответственность», — рассуждает экономист.
Стоит отметить, что Лукашенко уже прибегал к подобной тактике, когда на исходе 2010 года назначил премьером самого Мясниковича. Это случилось через дней после выборов президента, которые закончились массовыми акциями протеста, жестоко подавленными белорусским ОМОНом.
Романчук намечает две оси противостояния среди новой номенклатуры. Первая ось — новый глава ЦБ Павел Каллаур — один из самых авторитетных белорусских экономистов-рыночников. Его назначение должно успокоить население и бизнес. Ось рыночников дополняется вице-премьером Матюшевским.
Их идейные оппоненты — сторонники госплана и радикальных мер ручного управления экономикой — новый премьер Кобяков и глава АП Косинец. Последний, по мнению эксперта, мало разбирается в экономике, зато принадлежит к числу тех чиновников, «которые предпочитают «не пущать и давить».
Теперь Лукашенко, считает Романчук, смотрит, какая из этих осей — рыночников или сторонников жесткого планирования — будет эффективнее.
«Лукашенко с Путиным в одной лодке, они постепенно переходят в режим ручного управления экономикой в качестве вынужденной меры. В действиях обоих руководителей стало больше от советского госплана. Но на мой взгляд, рассчитывать на их единство взглядов не приходится. Ситуация будет развиваться так, что будут периодически вспыхивать конфликты, конкурировать лоббисты из разных структур двух государств, а президенты будут на публику улыбаться и говорить об успехе Союзного государства», — заключает экономист.