По старой привычке постсоветские, и не только, люди деньги не тратят, а «вкладывают». Но эта стратегия приводит лишь к разочарованиям, говорят ученые.
Прошло уже больше десяти лет с того момента, как американские психологи Лиф Ван Бовен и Томас Гилович пришли к выводу, что «использование» вещей делает нас счастливыми, а «владение» ими — нет. Но люди по-прежнему продолжают страдать вещизмом, полагает издание Quartz.
Исследование, проведенное в 2003 году, с тех пор было процитировано сотни раз. Большинство людей в настоящее время признается, что тратить деньги, например, на билет на самолет, чтобы улететь в отпуск, намного приятнее (даже в долгосрочной перспективе), чем купить, скажем, телевизор по такой же цене.
Исследователи продолжают изучать феномен счастья, а социологи находят все новые и новые доказательства того, что то, на что мы тратим наши деньги, в немалой степенизависит наше ощущение счастья.
Новое исследование Гиловича доказывает, что существует большая разница в том, тратим мы деньги на вещи или на новый эмпирический опыт. Причем, на всех стадиях сделки. Мысли о Карибском море или новом фильме сглаживают тяжесть расставания с деньгами во время покупки билетов. Когда фильм в кинотеатре или отпуск заканчиваются, сладостное послевкусие обычно намного приятнее послевкусия после покупки новой одежды или украшений.
Гилович с коллегами опросил 2226 взрослых регулярных покупателей айфонов и столько же — заядлых путешественников. Выяснилось, что вторые испытывают большее возбуждение перед поездкой, чем те, кто занимает очередь перед Apple Store накануне старта продаж гаджетов. Они также больше довольны своими тратами. В конце концов, через год айфон придется заменить на новый, а мысли об удачном путешествии могут греть десятилетиями.
И таких исследований и экспериментов проводилось довольно много. И все они давали одни и те же результаты. Социологи, которые даже занимались изучением газетных заголовков многолетней давности, подтверждают: лучше прыгнуть с парашютом или погрузиться под воду в водолазном костюме, чем купить новую футболку или куртку. Посетители парков аттракционов обычно намного счастливее шопоголиков.
Гилович, к слову, собирается пойти дальше и начать влиять на правительство. С тем, чтобы оно тратило больше денег на строительство общественной инфраструктуры — парков, пляжей, зон для экстремального отдыха. По его мнению, это намного важнее, чем предоставлять субсидии на покупку электрокаров или стимулировать потребительское кредитование, помогая банкам. И судя по всему, он прав.