В Мире

Выигрышный бросок Путина («Project Syndicate», США)

После захвата Крыма Россией прошлым летом Запад в отношениях с Россией опирается на стратегию экономических санкций и международной изоляции, чтобы заставить Кремль прекратить поддержку мятежников в Восточной Украине. Но ряд недавних дипломатических успехов Путина, в частности в отношениях с Ираном, Северной Кореей и Пакистаном, почти полностью свел на нет эффективность этой стратегии.

Несомненно, что Путин держался в стороне на саммите «двадцатки» в Брисбене в прошлом месяце, на котором австралийские хозяева и руководители западных стран на двусторонних встречах отчитывали его за нарушение суверенитета Украины и разлад в сотрудничестве с экономическими партнерами на Западе. Путин покинул саммит раньше времени, заявив, что санкции Запада так или иначе наносят гораздо больший ущерб экономикам западных стран, чем России.

Обуздать Путина не удалось, и он предпринял важные инициативы в отношениях со странами, которые вызывают наибольшие тревоги Запада в вопросах безопасности. Активизировалось применение дипломатических рычагов в отношении наиболее важного, хотя и уклончивого партнера ‑ Китая. Как заявил Путин в недавнем интервью, его правительство считает своим долгом позаботиться о том, чтобы Россия не была изолирована за новым «железным занавесом».

Кремль создал совместный банк с Ираном, что даст возможность российским компаниям расширять двусторонние связи, не используя западные валюты и не беспокоясь о финансовых санкциях Запада. На основе этой договоренности летом подписано новое соглашение «нефть за товары», благодаря чему Россия будет обменивать свою собственную продукцию на ежедневную поставку 500 тысяч баррелей иранской нефти.

Развивается и двустороннее сотрудничество в вопросах безопасности: Российский военно-морской флот провел трехдневные совместные учения с ВМФ Ирана в Каспийском море. Провалились все попытки Запада ухудшить отношения России с Ираном, не говоря уже другом союзнике России на Среднем Востоке – Сирии. В октябре Постоянный Представитель России в ООН Виталий Чуркин обвинил США, возглавивших инициативу по борьбе с исламским государством, в том, что они не привлекли к этой инициативе Сирию и Иран, которых он назвал «логичными союзниками в борьбе с терроризмом в этом регионе».

Более того, Россия подписала соглашение о том, что российские фирмы становятся основными партнерами Ирана в области мирного применения ядерной энергии, даже в случае снижения западных санкций по Ирану. В соответствии с этим соглашением, Россия поможет Ирану построить по меньшей мере два ядерных реактора, с возможным увеличением до восьми реакторов.

Новые реакторы, как и первый построенный Россией в Иране ядерный реактор в Бушере, будет регулярно контролироваться Международным агентством по атомной энергии и будет применять ядерное топливо только российского производства. Это ядерное топливо будет возвращаться в Россию для хранения, чтобы предотвратить возможность развития собственных опасных ядерных технологий в Иране. При этом Россия согласилась проводить обучение иранских экспертов по ядерной энергетике и может разрешить Ирану выпускать некоторые компоненты урановых топливных стержней.

В Северной Корее российская дипломатия добилась еще более впечатляющих успехов. Прошлым летом Путин простил Северной Корее ее долг СССР в размере 11 млрд долларов США. Было объявлено, что оставшийся миллиард долларов долга будет использован на программу «помощь в счет долга» для финансирования проектов по здравоохранению, энергетике и образованию.

Это открывает широкую дорогу новым проектам сотрудничества и росту двусторонних и региональных инвестиций. В частности, российские фирмы планируют помочь в перестройке железнодорожной сети Северной Кореи в обмен на доступ к добыче неразработанных полезных ископаемых.

Россия в этом году приняла у себя больше крупных руководителей Северной Кореи, чем любая другая страна мира. В их числе специального посланника не покидающего территорию страны Ким Чен Ына, высокопоставленного руководителя правящей Рабочей Партии Цой Рён Хэ, который провел в России целую неделю, встречаясь с политическими и экономическими руководителями России. Российские официальные лица фактически подтвердили, что Путин может стать первым главой государства для встречи с Кимом, который жаждет углубить связи с Россией, чтобы компенсировать свои ухудшающиеся отношения с Китаем.

Ноябрь стал успешным месяцем для дипломатии России в Пакистане. Министр обороны Сергей Шойгу – первый министр обороны России, посетивший Пакистан с 1969 года. В период своего пребывания в Исламабаде Шойгу и премьер-министр Пакистана Наваз Шариф подписали беспрецедентное соглашение, которое позволяет проводить совместные военные учения, взаимные визиты военно-морских сил, а также осуществлять широкомасштабные диалоги по вопросам региональной безопасности.

Более того, Кремлю удалось смягчить противодействие Пакистана по его вступлению в полные члены Шанхайской организации сотрудничества, в которую входят Китай, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан. И правительство России согласилось продать Пакистану 20 тяжелых атакующих вертолетов МИ- 35 для борьбы с терроризмом и трафиком наркотиков.

До настоящего времени Россия воздерживалась от продаж современной военной техники Пакистану, чтобы не ухудшить свои отношения с Индией. Но по мере укрепления стратегических отношений с Индией, вплоть до создания совместного механизма покупки и доставки российского вооружения правительству Афганистана, Путин добился уверенности в усилении сотрудничества с Пакистаном. Сообщения о нескольких новых двухсторонних сделках во время недавнего визита Путина в Индию подтверждают, что такая уверенность обоснована.

Все эти действия могут укрепить позиции России во взаимоотношениях с Китаем, поскольку Китай заинтересован в усилении своего влияния в Иране, Северной Корее и Пакистане и искусно использует изоляцию России. Китай привлекают громадные запасы российского газа, и это привело, после тяжелых переговоров, к недавно заключенному двустороннему соглашению о поставке газа Китаю в течение 30 лет, с общей суммой сделки в 400 миллиардов долларов США.

Предоставляя основным странам региона альтернативу, которая позволяет не поддаваться давлению США по таким вопросам, как нераспространение ядерной энергии или борьба с терроризмом, Россия своими недавними действиями значительно усложнила дипломатические действия США. Хотя Путин и не вышел из международного консенсуса по методам решения данных проблем, он может воспрепятствовать прогрессу в их решении, чтобы заставить США изменить свою позицию в отношении Украины, Сирии и других стран. В итоге опасная ситуация в вопросах глобальной безопасности может стать еще более сложной.
Источник

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.