СтатьиРазное интересное

Почему наши нынешние вещи такие ненадёжные

Вот почему ещё берёт ностальгия по старым вещам. Они просто служили нам долгие годы, не доставляя лишних проблем, продолжают это делать и сейчас. Пользователи с большим стажем наверняка уже не раз обращали внимание на то, что различные устройства и компьютерные комплектующие (а также бытовая техника, инструменты и многое другое) становятся менее долговечными. Нередко поломка случается буквально спустя месяц-другой по истечении гарантийного срока.

Ремонт в большинстве случаев оказывается нецелесообразным: гарантию на выполненные работы сервисный центр дает небольшую, поэтому выгоднее приобрести аналогичное устройство нового поколения.

Согласитесь, это выглядит, как минимум, странно. Казалось бы, технологии в сфере компьютеров и электронных устройств развиваются семимильными шагами, а надежность и долговечность выпускаемых продуктов год от года снижается. Но если разобраться, то ничего парадоксального и случайного в этом нет. Напротив, производители кровно заинтересованы в том, чтобы выпускаемая техника не служила своим владельцам чересчур долго. Чтобы понять, почему это происходит, вернемся в начало прошлого века.

История вопроса

Первый документально подтвержденный факт сговора производителей с целью намеренного ограничения срока службы выпускаемых изделий имел место почти 90 лет назад. В самом конце 1924 года (накануне рождественских праздников) в одном из отелей Женевы прошла закрытая встреча глав ряда ведущих компаний, выпускающих лампы для осветительных приборов, в том числе Osram, Philips, General Electric и др. Бизнесмены были обеспокоены тем, что увеличение срока службы ламп накаливания может негативно отразиться на объемах продаж этого товара, а следовательно, и на доходах компаний. На этой встрече был создан тайный картель «Фобос» (Phoebus), новоиспеченные члены которого договорились об искусственном ограничении срока службы выпускаемых ими ламп накаливания.

Передовые технологии того времени позволяли создавать лампочки со сроком службы порядка 2,5 тыс. часов, однако ресурс продукции членов «Фобоса» не должен был превышать 1 тыс. часов. Каждая из компаний регулярно проводила испытания образцов продукции своих партнеровконкурентов, и если результаты оказывались неудовлетворительными (то есть чьито изделия работали намного дольше положенного), то виновник выплачивал довольно внушительные суммы остальным участникам картеля. План сработал: продажи ламп накаливания значительно увеличились, а следовательно, возросла прибыль членов «Фобоса».

2(1168)

Лампы накаливания — один из первых продуктов, при производстве которого были применены технологии искусственного ограничения срока службы

Масштабная афера была раскрыта лишь 18 лет спустя. В 1942 году представителям органов власти США были предоставлены документальные свидетельства сговора (в частности, зафиксированные в письменной форме обязательства и квитанции об уплате штрафов). Процесс по этому делу растянулся на несколько лет, в итоге суд официально запретил деятельность картеля. Но, что удивительно, ни разоблаченные участники «Фобоса», ни их руководители, принимавшие решения о вступлении компаний в незаконный картельный сговор, не были даже оштрафованы, не говоря уже о применении более суровых наказаний.

Увы, ситуация с тех пор не изменилась. Мы по-прежнему вынуждены регулярно менять лампочки в своих светильниках, люстрах и бра. А ведь еще полвека назад была изобретена конструкция лампы накаливания, способной проработать несколько десятков лет (более 100 тыс. часов). Однако патент на это изобретение был выкуплен одним из крупных производителей, который затем надежно и без лишнего шума «похоронил» его в своих архивах.

Маленькие хитрости большого бизнеса

Остапу Бендеру было известно четыреста с лишним способов относительно честного отъема денег у граждан. Ныне в арсенале производителей электронных устройств и компьютерных комплектующих имеется немало вполне легальных хитростей и уловок, стимулирующих пользователей побыстрее менять имеющееся оборудование на новое.

Например, мобильные устройства оснащаются встроенным аккумулятором, заменить который можно только в сервисном центре (или невозможно вовсе). Конечно, в случае малогабаритных аппаратов с небольшим энергопотреблением такое решение вполне оправданно: даже при интенсивной эксплуатации аккумулятора хватит, как минимум, на несколько лет. Совсем иная ситуация возникает, когда несменными аккумуляторами оснащаются такие «прожорливые» гаджеты, как смартфоны или планшеты. Владельцам подобных устройств хорошо известно, что при активной эксплуатации заряжать их приходится чуть ли не ежедневно.

Теперь произведем несложные подсчеты. Ресурс литийионных и литийполимерных аккумуляторов, применяемых в большинстве современных малогабаритных портативных устройств, составляет 500 циклов заряда-разряда. Таким образом, при ежедневной подзарядке ресурс встроенного источника питания будет исчерпан всего… за полтора года. После чего потребуется потратить немалую сумму на его замену — либо еще большую на приобретение новой модели взамен вышедшей из строя.

3(997)

Один из способов ограничения срока службы мобильного устройства — установка несменного аккумулятора

Нередко неисправности возникают из-за поломки копеечных комплектующих. Например, в нашей практике был случай, когда привезенный на тестирование планшет не удавалось включить по той причине, что вышла из строя… кнопка включения питания. Казалось бы мелочь, однако пользоваться планшетом уже нельзя. Хорошо, если подобная поломка случится до окончания гарантийного срока: в этом случае ее устранят бесплатно. Но если это произойдет потом, то незадачливому пользователю придется либо оплачивать ремонт из своего кармана, либо приобретать новую модель.

Ситуация усугубляется тем, что для современных устройств характерна высокая степень интеграции компонентов. Далеко не всегда можно заменить отдельную микросхему, распаянный на печатной плате разъем, выключатель и т.п. Поэтому во многих случаях сервисный центр выполняет замену всего модуля (или печатной платы), а не отдельно взятой детали, которая вышла из строя. Естественно, что при таком подходе ремонт влетает в копеечку. В итоге, многие пользователи, оценив предстоящие расходы, предпочитают купить новое устройство вместо того, чтобы ремонтировать старое.

В устройствах с подвижными частями (принтерах, оптических приводах и т.д.) поломки нередко вызваны разрушением пластиковых шестеренок. Казалось бы, изготовление этих несложных деталей из более прочного материала ненамного увеличило бы цену и вес аппарата. Тем более что изъять сломанную отдельную шестеренку и вставить на ее место исправную в современных устройствах зачастую просто невозможно: высокая степень интеграции вынуждает менять весь узел.

4(831)

Причиной выхода из строя различных устройств нередко становится поломка копеечных деталей, например пластиковых шестеренок

Несколько лет тому назад автору этих строк довелось пообщаться в неформальной обстановке с техническим экспертом одной всемирно известной компании, производящей широкий спектр оборудования. В беседе зашла речь и о долговечности лазерных принтеров, которая снижается от поколения к поколению. Откровенный ответ поразил своей парадоксальностью. Оказывается, в этом «виноваты» более совершенные технологии.

С одной стороны, производители не заинтересованы в том, чтобы выпускать чересчур долговечную продукцию. Но, с другой стороны, изделия должны, как минимум, отработать гарантийный период. Раньше при расчете конструкции в нее закладывался некоторый избыток прочности. Однако по мере совершенствования технологий изготовления комплектующих (тех же пластмассовых шестеренок) у производителей появилась возможность гораздо более точно задавать ресурс каждой детали путем расчета ее конструкции и химического состава материала, из которого она изготовлена. Следовательно, уже на стадии проектирования можно довольно точно запрограммировать срок службы изделия.

Детали с заданным сроком службы могут быть использованы и в качестве скрытых средств защиты оригинальных картриджей от перезаправки. Так, в интегрированных тонеркартриджах для лазерных принтеров устанавливаются хрупкие пластмассовые шестеренки приводов фотобарабана и вспомогательных валов, разрушающиеся после определенного «пробега». Даже если удастся засыпать новую порцию тонера в соответствующую емкость оригинального картриджа и перепрограммировать защитный чип, сломавшаяся или заклинившая шестеренка может свести на нет все усилия желающих сэкономить.

Можно вспомнить и о том, что примерно лет десять тому назад было отмечено резкое сокращение срока службы оптических приводов. Если модели, выпущенные в конце 1990-х годов, без проблем работали по 5-7 и более лет, то приводы нового поколения нередко выходили из строя уже спустя 2-3 года после начала эксплуатации. Как выяснилось, проблема заключалась в том, что из соображений экономии линзы оптической системы считывающей головки стали изготавливать не из стекла (как раньше), а из пластика. Характеристики новых пластиковых и стеклянных линз различались незначительно. Однако в ходе эксплуатации пластиковые линзы (в отличие от стеклянных) постепенно мутнеют вследствие естественного старения материала. Соответственно ухудшаются оптические характеристики, и в определенный момент привод теряет способность считывать информацию с носителей.

Широкие возможности по программированию механических свойств пластиков используются и при создании корпусов мобильных устройств. Достаточно сделать панели немного более хрупкими, и они будут трескаться при падении аппарата даже с небольшой высоты. Или, к примеру, можно сделать материал очень марким. Вошедшие в моду несколько лет тому назад корпуса с гладкой глянцевой поверхностью отлично смотрятся на витрине, однако быстро теряют лоск в реальных условиях эксплуатации. Даже при бережном обращении они вскоре покрываются сетью царапин и потертостей, и это малоэстетичное зрелище служит отличным стимулом поскорее приобрести новую модель.

5(727)

Некоторые производители оснащают картриджи для струйных принтеров специальным чипом, в котором хранится информация о расходе чернил

В качестве иллюстрации можно привести одну известную историю. Во второй половине 2005 года многие покупатели плееров iPod Nano первого поколения стали обращаться в службу технической поддержки Apple с жалобами на крайне низкую стойкость поверхностей корпуса и экрана к механическим воздействиям. Уже после непродолжительного периода эксплуатации глянцевая поверхность корпуса даже при бережном обращении покрывалась сетью царапин, что в итоге приводило не только к значительному ухудшению внешнего вида плеера (с чем еще можно было смириться), но и к невозможности нормально считывать информацию с экрана встроенного дисплея.

Несмотря на многочисленные обращения, Apple не стала приостанавливать выпуск и продажу iPod Nano. Напротив, сотрудники компании начали удалять с сайта компании все сообщения, связанные с этой проблемой. А незадачливым обладателям новинки советовали одевать на iPod Nano защитные чехлы (которые, разумеется, необходимо было приобретать за дополнительную плату).

Возмущенные покупатели подали в США коллективный иск против Apple с требованием наказать нерадивого производителя за обман и неправомерные действия, выразившиеся в разработке, производстве и распространении портативных цифровых плееров с серьезными конструктивными недостатками. Истцы потребовали возмещения затрат на пересылку плеера (при возврате), возмещения его стоимости, а также компенсации морального ущерба. Один из сотрудников юридической компании Hagens Berman Sobol Shapiro, защищавшей на том процессе интересы покупателей некачественных iPod Nano, отметил, что за свою 25-летнюю карьеру еще никогда не встречался со столь высокой активностью граждан.

В рамках достигнутого соглашения Apple обязалась выплатить владельцам проблемных плееров по 25 долл. компенсации, но так и не признала себя виновной: «То, что компания согласилась на выплату, не означает, что она нарушила какиелибо законы». В официальном сообщении прессслужбы Apple было отмечено, что принятое решение обусловлено необходимостью прекратить дальнейший рост судебных издержек (которые к тому времени уже достигли 4,5 млн долл.).

Кстати, это был не первый в истории коллективный иск, поданный против Apple. В 2003 году группа из нескольких десятков тысяч покупателей инициировала судебный процесс, обвинив Apple в намеренном ограничении ресурса аккумуляторных батарей, которыми оснащались портативные плееры iPod. Используя ряд технических ухищрений, разработчики добились того, что срок службы встроенного в iPod аккумулятора (разумеется, несменного) не превышал полутора лет. А владельцам iPod, обращавшимся в службу технической поддержки Apple с жалобами на слишком быстрый разряд аккумуляторной батареи, рекомендовали приобрести новую модель. Сотрудники судебных органов США при помощи технической экспертизы сумели доказать факт искусственного ограничения срока службы источников питания плееров iPod и обязали Apple произвести бесплатную замену аккумуляторов в этих устройствах.

Помимо программирования механических свойств деталей, в последние годы всё более широкое распространение получают специальные электронные приспособления. Например, компании HP и Epson оснащают картриджи для струйных принтеров чипом, в котором хранится информация о расходе чернил. В процессе печати в чип записывается информация о количестве импульсов, поданных на соответствующую секцию печатающей головки. По достижении определенного значения данного счетчика принтер начинает сигнализировать о том, что чернила закончились, и для продолжения печати картридж необходимо заменить. Однако, как установили энтузиасты, вскрывавшие якобы пустые картриджи, фактическое количество чернил, оставшееся во внутренней емкости на момент, когда принтер выводил сообщение о необходимости замены и прекращал печатать, составляло от 15 до 30% первоначального объема. Таким образом, пользователь вынужден в буквальном смысле выбрасывать собственные деньги.

В фото- и видеокамерах ряда известных производителей применяются специальные электронные датчики, определяющие происхождение установленного в батарейный отсек аккумулятора. Если изделие оригинальное, то всё работает в штатном режиме. А вот если пользователь решит сэкономить и приобретет более дешевый аналог другого производителя, то начинаются различные «сюрпризы»: например, аккумулятор быстро теряет заряд, не заряжается или устройство просто отказывается с ним работать.

Моральное старение

Конечно, нельзя не учитывать того, что в современных условиях решающим фактором, влияющим на принятие решения о покупке новой модели какого-либо устройства взамен уже имеющегося, нередко становится не возникновение неисправностей в последнем, а его моральное старение.

К примеру, номинальный срок службы центрального процессора ПК составляет семь лет. Однако уже спустя три года после выпуска он перейдет в разряд устаревших, поскольку к тому времени в линейке того же производителя будут представлены гораздо более мощные и экономичные процессоры по сопоставимой или даже более низкой цене. Таким образом, многие владельцы ПК предпочтут сделать апгрейд или приобрести новую систему задолго до того, как многие компоненты компьютера полностью выработают свой ресурс.

Еще быстрее меняется ситуация в сегменте мобильных устройств, в частности смартфонов и планшетов. Здесь смена поколений происходит чуть ли не ежегодно, и даже модели всего лишь двухлетней давности уже выглядят безнадежно устаревшими. А если так, то имеет ли смысл делать их долговечными?

Но не стоит торопиться с ответом на этот вопрос. Стоит учесть, что далеко не все стремятся менять имеющееся устройство, как только в продажу поступит новая модель. И не только потому, что это требует больших расходов, но и по той причине, что их потребности в полной мере удовлетворяет уже имеющееся оборудование. Тем более что нередко новая модель имеет лишь незначительные отличия от предыдущей.

Не секрет, что на протяжении двух десятков лет локомотивом развития аппаратных платформ ПК была игровая индустрия. Для офисных приложений, работы с электронной почтой, вебсерфинга, воспроизведения медиафайлов и множества других задач мощность современных ПК явно избыточна. Высокая производительность многоядерных центральных и видеопроцессоров требуется главным образом для запуска современных игр. Значительную часть времени пользователи задействуют лишь малую часть ресурсов своего компьютера. Именно поэтому разработчики аппаратных средств вынуждены создавать специальные технические решения для снижения энергопотребления и тепловыделения системы в таких режимах.

Кстати, схожая тенденция наблюдается сейчас и в сегменте мобильных устройств. Дальнейшее повышение производительности вычислительных и графических ядер мобильных платформ необходимо главным образом для того, чтобы обеспечить возможность запуска более ресурсоемких игр с графикой высокого разрешения. А чтобы хоть както снизить постоянно возрастающее энергопотребление, за которым не поспевают разработчики компактных аккумуляторных батарей, приходится прибегать к различным ухищрениям вроде модной ныне архитектуры big.LITTLE с попеременно работающими наборами ядер для задач разной ресурсоемкости.

Таким образом, если приобретать компьютер или мобильное устройство не для игр, то насущная необходимость в его замене на более новую модель возникнет не через год-полтора, а гораздо позже. Кроме того, необходимо учитывать, что сроки морального старения устройств разных типов различаются. Например, принтер, портативный аудиоплеер или простой мобильный телефон даже спустя три-четыре года после выпуска остаются вполне современными и способными выполнять все возложенные на них задачи. Таким образом, есть немало пользователей, эксплуатирующих свои устройства на протяжении нескольких лет. И разумеется, они заинтересованы в том, чтобы приобретенное оборудование работало всё это время без поломок.

В заключение этого раздела приведем один интересный факт, над которым стоит поразмышлять. Во многих странах третьего мира по-прежнему эксплуатируется большое количество автомобилей, выпущенных в 1960-70-х годах. Их пробег измеряется сотнями тысяч и даже миллионами километров. Причина банальна: во-первых, максимально простая конструкция весьма неприхотлива к качеству топлива и масла, а также позволяет производить ремонт в полевых условиях при помощи минимального набора инструментов. Во-вторых (как ни парадоксально), в поистине варварских условиях эксплуатации (жара и высокая влажность, отвратительное состояние дорог и качество топлива, отсутствие квалифицированных ремонтников и т.д.) эти автомобили оказываются гораздо надежнее и долговечнее более «свежих» подержанных экземпляров с более требовательными к качеству ГСМ двигателями и коробками передач, большим количеством управляющей электроники и мультиплексной проводкой. И наконец, большое значение имеет толщина кузовных панелей. У многих современных моделей она составляет десятые доли миллиметра, и даже при бережном отношении через три-четыре десятка лет эти детали просто превратятся в пыль.

Экологический аспект

На презентациях нового оборудования производители очень любят говорить о снижении энергопотребления, использовании перерабатываемых материалов и прочих элементах «зеленых» технологий, внедренных в анонсированных изделиях. Посмотрите, как мы радеем за экологию! Однако на деле подход к решению этой проблемы получается однобоким, потому что сокращение жизненного цикла продуктов, если разобраться, наносит окружающей среде ничуть не меньший вред, чем увеличение срока эксплуатации относительно старых устройств, уступающих новинкам по экономичности и прочим параметрам.

К примеру, нам говорят: «Компания “А” выпустила новый компьютер, который потребляет на 50 Вт меньше старого и при этом обеспечивает более высокую производительность. Заменим 10 тыс. старых компьютеров на новые, и белые медведи будут спасены!»

51(29)

Сокращение жизненного цикла устройств неизбежно приводит к увеличению объемов «электронного мусора»

Однако новые продукты не появляются сами собой. Чтобы их произвести, необходима электроэнергия и различные материалы. А еще необходимо сжечь много топлива (при сгорании которого в атмосферу выбрасывается столь нелюбимая экологами двуокись углерода и целый букет прочих вредных для окружающей среды соединений), чтобы сначала добыть и доставить сырье на фабрики, а затем распространить готовую продукцию по торговым точкам. Но при оценке экологичности новых продуктов перечисленные факторы почему-то не принимают в расчет.

Еще одно крайне негативное следствие сокращения срока службы продуктов — растущие как снежный ком горы «электронного мусора» (проще говоря, выброшенные на свалку устройства). Всё это необходимо сначала собрать, рассортировать и доставить в пункты переработки (опять сжигая топливо), а затем утилизировать (затрачивая для этого топливо и много электроэнергии).

В США и ряде стран Евросоюза уже действуют специальные программы по сбору электронной аппаратуры, выработавшей ресурс. В нашей стране (да и во многих других) количество подобных проектов невелико, и к тому же почти все они ориентированы на работу с корпоративными пользователями. К сожалению, сбором и утилизацией вышедшей из строя бытовой техники и электроники от частных лиц почти никто не занимается, поскольку это попросту невыгодно. А следовательно, постоянно увеличивающийся поток «электронного мусора» не перерабатывается, а поступает на свалки, ухудшая и без того неблагоприятную экологическую ситуацию.

Заключение

Идея создания абсолютно надежных и долговечных устройств входит в противоречие с главной задачей производителей — получением максимальной прибыли. Если изделия будут служить десятки лет, то их через некоторое время перестанут покупать. Именно поэтому технологии искусственного ограничения срока службы различных деталей, компонентов и устройств получают всё более широкое распространение. Это вынуждает пользователей чаще менять оборудование, а возрастающий спрос позволяет производителям увеличивать объемы выпускаемой продукции.

Конечно, сокращение жизненного цикла продуктов отчасти можно оправдать быстрым моральным старением ряда устройств. Однако данный фактор актуален лишь для отдельных сегментов, находящихся на пике моды. В то же время существует немало категорий продуктов (те же печатающие устройства или сканеры), которые уже прошли стадию стремительной эволюции технологий и вполне способны удовлетворять потребности своих владельцев на протяжении, как минимум, нескольких лет.

Экологические выкладки, на которые производители часто делают акцент в рекламных материалах, также небесспорны. Эффект от незначительного улучшения тех или иных параметров новых продуктов перечеркивается заметным увеличением нагрузки на транспортную инфраструктуру, а также необходимостью собирать и перерабатывать постоянно возрастающие объемы «электронного мусора».

Хотим мы того или нет, настало время одноразовых вещей. И сейчас уже трудно поверить, что начиналось всё с обычной лампочки…

Сергей Асмаков — «Компьютер Пресс»

От нашей редакции

Недавно стало понятно, что эта проблема коснулась другого важного компонента — жёстких дисков. На удивление: диски, выпущенные 5-6 лет назад и раньше, до сих пор остаются в строю, даже несмотря на довольно продолжительные нагрузки и почтенный возраст некоторых (одному из моих дисков уже 10 лет — никаких проблем!).

Диски же, выпущенные в течение последних нескольких лет, живут крайне недолго — в среднем даже меньше 5 лет. Конечно, можно сказать, что они намного больше по объёму, а потому более мелкие и тонкие детали быстрее изнашиваются, больше риск ошибок и повреждений, у некоторых даже больше скорость вращения… Но старые диски также различаются по объёму в разы, и у них тоже разная скорость. А самое главное — не во всех случаях данные с дисков можно восстановить, а покупать дополнительные для резервирования информации — дорого, особенно для домашнего компьютера, на котором ничего критически важного и нет.

Надо сказать, полноценное исследование мы не проводили, но факт — все наши старые диски живы и хорошо себя чувствуют. Из новых добрая половина уже скончалась.

100(40)

Жёсткие диски. Два слева — сломаны, выпущены в 2010 и 2013 году, два справа работают, выпущены в 2006 и 2007

101(27)

Сломанные жёсткие диски. Выпущены в 2010 и 2013

102(19)

Рабочие жёсткие диски. Выпущены в 2006 и 2007

103(10)

Сломанный жёсткий диск WD на 250 Гб, выпущен в 2010

104(10)

Сломанный жёсткий диск Seagate на 500 Гб, выпущен в 2013

105(11)

Рабочий жёсткий диск Seagate на 160 Гб, выпущен в 2007

106(6)

Рабочий жёсткий диск Seagate на 80 Гб, выпущен в 2006

Может быть, дело не только в прибыли корпораций. Сейчас набирают вес такие онлайн-хранилища, как Яндекс.Диск, Облако mail.ru, Microsoft SkyDrive, Google Drive и другие. Может быть с помощью снижения надёжности личных устройств для хранения нас хотят заставить пользоваться онлайн-хранилищами, где всё отслеживается и контролируется? Если в компании, владеющие такими хранилищами, поставляют диски, на порядок более надёжные, чем в обычные магазины, то так оно и есть…

И вот буквально на днях попался диск от ноутбука. История по-моему та же, что и с автомобильными кузовами — он тонкий, как картонка. Кажется, подуешь на него — уже сломается. Отработал на год больше гарантийного срока (т.е. 2 года). Но дальше — фигу. Повреждена пластина, много чего восстановить оттуда уже нельзя. Тоньше — не значит лучше… Внутри отсека к нему даже были приклеены специальные резиновые упоры, чтобы он не болтался, ведь отсек рассчитан на обычный размер.

107(5)

Супер-тонкий, но к сожалению сломанный жёсткий диск для ноутбука Hitachi на 500 Гб, выпущен в 2012

108(2)

Сравнение супер-тонкого Hitachi и обычного Seagate

110(7)

Не супер-тонкий, зато рабочий диск для ноутбука Seagate на 500 Гб, выпущен в 2011

109(2)

Супер-тонкий, но к сожалению сломанный жёсткий диск для ноутбука Hitachi на 500 Гб, выпущен в 2012

Может быть, кто-нибудь проведёт полноценное исследование проблемы с дисками и расскажет, действительно ли всё так обстоит или это нам так не повезло…

Источник

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.