Полуостров станет катализатором позитивных перемен в России
2014-й год оказался для Крыма и радостным, и крайне непростым. Возвращение в состав России повлекло за собой ряд трудностей, которые за короткое время решить не удалось.
Едва ли не главная болевая точка сегодня – снабжение полуострова электроэнергией. Украина, с территории которой поставляется в Крым электричество, перешла к тактике выкручивания рук. 3 декабря впервые произошло 100% обесточивание Севастополя. 19 декабря Украина без предупреждения отключила подачу электроэнергии на весь Крымский округ – жители Симферополя просидели без света в общей сложности 15 часов. А потом «незалежная» дважды устраивала крымчанам тотальный «блэкаут»: 24 декабря на два с половиной часа, 26 декабря – на четыре.
Парадокс в том, что возможность такого сценария Россия изначально учитывала. На доставку, разворачивание и обслуживание мобильных газотурбинных электростанций в Крыму из бюджета потрачены довольно крупные суммы. Скажем, на сайте госзакупок РФ можно обнаружить «газотурбинные» контракты более чем на 4 млрд рублей. Правда, такие установки могут обеспечить 350–400 МВт – примерно треть потребностей полуострова в электроэнергии. Но и эти мощности почему-то оказались незадействованными.
Болевая точка номер два – Керченская переправа. Стоит разыграться шторму, Крым оказывается фактически отрезанным от поставок российских товаров: фуры стоят в очереди на паром по 15 и более часов.
Сразу после воссоединения Крыма с Россией президент Владимир Путин поставил задачу построить Керченский мост в автомобильном и железнодорожном вариантах. Однако ситуация вокруг строительства становится все более запутанной. Предполагалось, что технико-экономическое обоснование проекта (ТЭО) будет готово еще к 1 ноября, но «Росавтодор» до сих пор его не получил. Отложен и выбор генподрядчика – в последний момент миллиардер Геннадий Тимченко заявил, что подконтрольный ему «Стройтрансгаз» не будет участвовать в проекте из-за высоких рисков. А в конце декабря глава Крыма Сергей Аксенов неожиданно объявил, что для строительства моста, оказывается, нужно согласие Украины (этого якобы требует международное морское право), которого Киев не даст, и предложил строить тоннель.
Еще одна острая для Крыма тема – водоснабжение. Северо-Крымский канал был с подачи Киева перекрыт дамбой в апреле 2014 года. Из-за этого к ноябрю критически обмелело Чернореченское водохранилище, снабжающее Севастополь. Вода в городе стала подаваться по графику. Чтобы компенсировать потери, воду берут из имеющихся подземных скважин. В принципе, питьевой воды крымчанам хватает. А вот с сельским хозяйством дела обстоят хуже. По данным Госкомводхоза, из 150 тысяч гектаров орошаемых ранее земель в 2014 году смогли полить лишь 17,7 тысячи гектаров. Это создает риски безработицы – в 2013 году в сфере сельского хозяйства были заняты свыше 6% крымчан.
Наконец, остается открытым вопрос развития бизнеса на полуострове. Крым в последние годы жил за счет курортного сезона. Так, в 2013 году полуостров посетили 6,5 миллиона отдыхающих. Весной 2014 года в крымском правительстве заявляли, что рассчитывают на 8 миллионов. Официальный итог 2014 года – 3,5 миллиона. По прогнозам министра курортов республики Елены Юрченко, в 2015 году ситуация будет хуже – не все захотят вновь приехать на крымский берег, помня об изматывающей очереди на паром.
Что ждет Крым в 2015 году, удастся ли решить насущные проблемы полуострова?
– Решение проблем Крыма напрямую зависит от развития ситуации на Юго-Востоке, – уверен директор Центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ Павел Салин. – Насколько я понимаю, уже с начала декабря запущен полномасштабный формат переговоров между Москвой и Киевом. Они связаны с Донбассом.
Сергей Аксенов не зря заговорил о том, что требуется согласие Украины на строительство моста через Керченский пролив. Скорее всего, на проекте моста решено поставить крест, поскольку российский бюджет в нынешних условиях такой проект не потянет. С другой стороны, сейчас очевидно, что Керченская переправа может нормально функционировать только летом. В остальное время она часто стоит закрытой из-за штормов. Значит, сейчас все усилия будут брошены на договоренности по сухопутному коридору.
Практически невозможно в короткие сроки перебороть зависимость Крыма от Украины и по технической воде, и по поставкам электроэнергии. Проблема в том, что перестройка инфраструктуры Крыма в обход Украины требует колоссальных денег, которых в бюджете РФ не предвидится.
Поэтому, повторюсь, будущее Крыма определится на переговорах по Донбассу.
– Когда могут завершиться эти переговоры?
– И у Киева, и у Москвы позиции далеко не сблизились, и каждая из сторон демонстрирует готовность давить на болевые точки оппонента. Скажем, Киев ввел блокаду Крыма, Москва в ответ намерена лишить украинских гастарбайтеров льгот.
Вдобавок есть еще фактор, который осложняет переговорный процесс – это силовой ресурс ДНР и ЛНР. Можно сказать, этот ресурс превратился в самостоятельную силу, и Москва его не контролирует. Все эти факторы могут привести к тому, что переговоры по Донбассу затянутся на месяцы. А значит, и проблемы Крыма все это время не будут решаться в полном объеме.
– Полной интеграции Крыма в российское экономическое и правовое пространство пока не произошло, хотя ее планировали завершить чуть ли не до 1 января 2015 года, – отмечает руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития Никита Масленников. – Сроки затягиваются по многим интеграционным направлениям. В частности, это касается перерегистрации бизнеса и прав собственности. Зато есть определенная ясность по ослаблению регулятивного бремени – в Крыму ввели мораторий на проверки бизнеса до 2018 года.
Сейчас очевидно, что точно удастся интегрировать крымчан в российское социальное пространство – в полном объеме соблюсти права пенсионеров и льготников. Все остальное требует уточнений, особенно в связи с новыми санкциями – и со стороны ЕС в отношении инвесторов, которые собирались работать в Крыму, и со стороны США, в связи с подписанным Бараком Обамой «Актом в поддержку свободы на Украине».
В этой связи возникают проблемы и для российского бизнеса. Чтобы гарантированно не попасть под санкции, необходимо создавать новые юрлица и накачивать их финансовыми ресурсами. Это касается, прежде всего, банковского сектора.
Все эти проблемы решаемы, но действительно требуют некоторого времени. Кроме того, возникают дополнительные сложности в связи с тем, что экономика России попадает в рецессию уже в первом квартале 2015 года.
В этой ситуации Крыму придется уделять особое внимание. Думаю, сроки переходного периода, необходимого для интеграции полуострова, сдвинутся и за пределы 2015 года.
– Есть ли у нас сейчас деньги на развитие Крыма?
– Деньги на Крым есть. Как можно понять по отчетам Минфина, на развитие полуострова решено направить часть средств, сэкономленных на заморозке до 2016 года пенсионных накоплений, на эти же цели направят часть антикризисного резерва, сформированного в бюджете-2015. Кроме того, на Крым в бюджете заложены региональные трансферты, плюс предусмотрены налоговые послабления.
Строго говоря, критический минимум на развитие полуострова имеется. Другое дело, что сейчас придется переверстывать федеральный бюджет: на 10% сокращать расходы, закладывать новую среднегодовую цену на нефть – 60 долларов за баррель, и новый среднегодовой курс национальной валюты – 51 рубль за доллар.
В этой ситуации возникает вопрос политического выбора: куда отнести расходы на Крым? К той доле государственных расходов, которая считается несокращаемой (примерно одна треть расходной части бюджета), или к той, которую будут оптимизировать? В какую категорию попадут крымские расходы, до конца не ясно, хотя с большой вероятностью программу развития Крыма сокращать не станут.
– Будет ли в 2015 году начато строительство моста через Керченский пролив?
– Главная причина задержки начала строительства – проект не был должным образом просчитан с самого начала. Были произнесены все принятые в подобных случаях слова – «немедленно», «срочно» – но не произведены необходимые гидрологические изыскания. Из-за этого предложенные проекты переправы в итоге «слетели», и на каком варианте теперь остановятся – вопрос открытый.
Думаю, в 2015 году будет повышена пропускная способность паромной переправы путем ее модернизации, в результате чего транспортная проблема ослабнет. Скорее всего, до начала курортного сезона будет найдено и решение по возобновлению железнодорожного сообщения с Крымом – иначе бюджет полуострова потеряет серьезные ресурсы.
Останется ли актуальным после модернизации паромной переправы проект моста через Керченский пролив – вопрос пока тоже открытый. Ответ на него должны дать разработчики моста. Правда, в России всегда существует риск, что временное решение превратится в постоянное.
– Можно ли сказать, что 2015 год будет рубежным для интеграции Крыма?
– Думаю, да. В крымском зеркале будет отражаться не только Россия в условиях спада, но и Россия в начале перестройки экономики и государственного управления. Надеюсь, степень напряженности крымских проблем станет катализатором позитивных перемен в самой России…