Статьи

Россия и страны Персидского залива: перспективы, которые могут удивить

Пока российская экономика бьётся в конвульсиях, связанных с резким падением рубля на прошлой неделе, начинают вырисовываться кое-какие тенденции.

Некоторые из них очевидны — обесценивание рубля происходит параллельно со снижением цен на нефть в сочетании с санкциями, введёнными Западом против Кремля. Другая наметившаяся тенденция, которая, вероятно, в полной мере проявится в среднесрочной перспективе — это стремление России к большей самодостаточности в ключевых отраслях экономики и переориентация на союзников Ближнего Востока, подальше от Запада. Обе эти тенденции отражаются на видении Москвой своих будущих отношений с арабскими государствами Персидского залива.

Две модели

Надо заметить, что на сегодняшний день существуют две модели развития ситуации. Первая имеет отношение к тому, как Кремль видит развитие экономического кризиса и каким ему представляется влияние кризиса на Европу. Обесценивание рубля, конечно, наносит ущерб российской экономике и отражается на доходах малоимущих и представителей среднего класса после десяти лет беспрерывного роста. Ясно, что без помощи не обойтись, как показала на прошлой неделе история с банком «Траст». Очень важно помнить, что Россия по-прежнему обладает достаточным набором инструментов для борьбы с кризисом — валютные резервы, золото, и отсутствие крупного государственного долга.

Кремль начинает борьбу с кризисом, предупреждая своих граждан, что условия могут оставаться сложными на протяжении ближайших двух лет: это утверждение Владимира Путина, высказанное на последней пресс-конференции, достаточно справедливо.  Люди в России крепкие и учатся бороться за существование с самого рождения — эту способность они впитывают с молоком матери.

Существуют и другие факторы, которые важны для состояния российской экономики: прекращение утечки капитала, больше прозрачности и помощь богатейших олигархов. Сейчас российское правительство работает и над этим.

На данном этапе главной заботой центобанка России является стабилизация рубля. Ясно, что Россия пытается втянуть в рецессию Европу: похоже, что Путин видит, кто может пострадать от кризиса первым, и затянуть в болото экономического спада весь Евросоюз. Поступающие из Европейских стран, особенно из Германии, данные говорят сами за себя. Кроме того, одной из главных целей для России является и надвигающееся банкротство Украины. Судя по тому, какую экономическую игру ведёт Москва, в ближайшем будущем Россия может создать новую систему финансов и экономики, которая предполагает расширение связей со странами Среднего Востока и Северной Африки и снижение зависимости от Европы.

Ещё одна модель не нова, но возникает в новом контексте, известном как «российская доктрина». В сущности, она заключается в том, чтобы утвердить роль России в мире и объединить славян, которые видят в ней «Третий Рим» и твердыню русской православной церкви. Они видят Запад аморальным и погрязшим в коррупции и отвергают западный вариант демократии. Российская мораль связана с понятием «духовной свободы» и наличием огромных природных богатств. Плюс её разворот к Китаю и остальному Востоку, что способствует налаживанию тесных связей с правительствами и бизнесом стран Персидского залива.

Россия и Совет по сотрудничеству стран Персидского залива в 2015 году

Российская Федерация продолжает строительство крепких транспортных и логистических сетей со странами Персидского залива. Начало этим проектам было положено на закате Советского Союза, и они успешно развивались всё это время. Сегодня Россия продолжает укреплять связи со странами Персидского залива в целом ряде секторов.

Строительство международного транспортного коридора «Север — Юг» играет важную роль в укреплении связей между двумя регионами и позволит наладить канал поставок.

Сегодня Россия активно использует многочисленные транспортные и логистические возможности, которые предоставляют Объединённые Арабские Эмираты. В 2014 году объём торговли между двумя странами превысил два миллиарда долларов, и есть основание полагать, что в будущем эти объёмы будут только расти. Октябрьский визит в Сочи Его Высочества генерала шейха Мохамеда Бин Заеда и его встреча с президентом Владимиром Путиным продемонстрировала тёплые и дружеские отношения между двумя странами. Судя по всему, за этим последуют контракты с Роснефтью.

Важно заметить, что в середине октября Владимира Путина также посетил и король Бахрейна шейх Хамад.

Российский экспорт в страны Персидского залива включает такие товары, как драгоценные металлы и камни, сталь и изделия из чёрного металла, машинное оборудование, транспортные средства, химические вещества, продукты питания, дерево, бумага и картон. ОАЭ, в свою очередь, инвестируют в целый ряд секторов российской экономики и планируют расширить своё присутствие в продовольственном секторе. Другие страны Персидского залива, скорее всего, последуют их примеру. И чем дальше Россия будет отдаляться от Запада, тем крепче будут её связи со странами Персидского залива.

Рынок стран Персидского залива обладает прекрасным потенциалом для российского бизнеса. Особенно многообещающими представляются области электроэнергетики, атомной энергетики и альтернативной энергетики, а также металлургия, гражданская авиация, строительство, освоение космоса и сельское хозяйство.

Страны Персидского залива являются привлекательным рынком для множества государственных и частных компаний России. Среди них Стройтрансгаз, Роснефть, Лукойл, РЖД, Магнитогорский металлургический комбинат, Гидромашсервис, Технопромэкспорт, Камаз и Вертолёты России. Предприятия среднего и малого бизнеса также вносят свой вклад в экономическое сотрудничество России и стран Персидского залива.

А теперь спросите себя: как часто вам приходилось слышать, чтобы лидеры стран Персидского залива высказывались по теме Украины?

Используя растущие возможности морских и воздушных портов стран Персидского залива, Россия получает выход и на прилегающие регионы — Северную Африку и Южную Азию. А это, в свою очередь, позволит стране осваивать новые рынки.

В целом, позиции России представляются довольно неплохими, несмотря на текущие экономические проблемы, которые приходится решать Кремлю.

Автор: Теодор Карасик — ведущий эксперт центра военного и политического анализа INEGMA в Дубае, получил докторскую степень по истории в Калифорнийском университете в Лос-Анжелесе, является экспертом по Ближнему Востоку, России и Кавказу

Источник

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.