Статьи

Что год пришедший нам готовит?

В четырех словах — будет тяжело, но прорвемся.

И подробнее:

Финансы

Всем памятны события середины декабря на валютном рынке и феноменальные скачки рубля. Вероятнее всего все только начинается. И более того, если все только начинается, то к середине наступившего 2015 года, камрады, которые справедливо ругали г-жу Набиуллину, вероятно смогут предложить поставить ей памятник (не шучу).

В чем собственно дело?

Атака на рубль середины декабря вряд ли является законченным действием. Ее удалось отбить благодаря нестандартным ходам и применению второго закона Ньютона. Честно говоря наблюдать как курс преодолевает Currency board с экономической точки зрения странно. Это практически гарантировано означает, что ЦБ сам же ведет атаку на свою валюту вываливая на биржу «свеженапечатанные» рубли, что не поддается никаким логическим обоснованиям. Если конечно целью этого не является вызвать панику у спекулянтов из-за слишком задранного курса и добиться ответного движения маятника по 2 закону Ньютона — сила действия, равна силе противодействия. И в такой ситуации курс просто гарантированно должен был отойти на ранее занимаемые позиции. Цель атаки — предельное сокращение ЗВР для удержания национальной валюты. Данная цель в полной мере не удалась, падения ЗВР примерно в 2 раза не случилось.

Но вероятнее всего впереди еще две атаки на наши финансы.

Первая из них началась 29-30 декабря и явилась своеобразным фальш-стартом из-за действий правительства РФ по разбиванию оснований общественного протеста (перенос оглашения приговора по Навальным) и тестированием свопа «рубль — юань».

При этом предельно вскрылись очертания второй фазы атаки.

«Закладки» зарубежных фондов, контролируемых демократами были вычерпаны в середине декабря не полностью и готовы начать еще одну волну. Эта волна будет поддержана действиями рейтинговых агентств Фитчи, Мудисы, Стандарты и Пуры уже подготовили весьма обширный перечень российских политических образований (РФ, Москва, С-Птб), Банков (Сбер, ВТБ и т.д.), Страховых компаний, Предприятий на пересмотр. Можно предположить что пересмотр будет крайне тенденциозным и снижение рейтингов очень большим.

Цель такого снижения — вызвать Margin call российских компаний. Причем растянуто по времени. Сначала будут падать рейтинги того, что менее привлекательно для иностранного инвестора и что может побудить использовать остатки (как предполагалось) ЗВР для спасения данных компаний. Затем, когда ЗВР иссякли бы — снижение рейтингов  более привлекательных компаний (нефть и газ — на сладкое).

Цель атаки — выбрать остатки ЗВР и взять акции наиболее привлекательных российских предприятий в обмен на спасение от дефолта предприятий.

Способствовать этому должно будет ралли по нефти — с ценой в районе 40 долларов за баррель. Именно та цена о снижении которой говорили нефтяные министры Саудовской Аравии (выставив параметры бюджета 80 долларов за баррель), Катара, ОАЭ, Кувейта. Для такого снижения уже сделано все необходимое — подготовлены восточные шейхи (пинком), снят запрет на поставки американской нефти на международные рынки! Установлено, что квоты на добычу пересматриваться ОПЭК  не будут. Нефть неизбежно прогуляется к 40 долларам за баррель. Правда долго она там оставаться не сможет.

С одной стороны диктатурам Персидского залива в таком случае станет так плохо, что вполне возможны и социальные волнения (передача армий данных диктатур под единое командование, о чем говорилось примерно три недели назад, вероятно под командование США, вряд ли спасет).

С другой стороны такая цена гарантирует массовые банкротства фирм добывающих сланцевую нефть, что не плохо политическим элитам США — крупные компании смогут скупить по дешевке все мало мальски значимые сланцевые месторождения. Но! Если неправильно выдержать пропорцию и переборщить, то обрушится не только рынок сланца, паника вполне может перекинуться и на иные сектора — сервис (бурение), транспортировка и т.д. Это может вызвать большие проблемы и руководству США придется очень сильно следить, чтобы такого не произошло. Это сокращает потенциальную глубину удара.

Еще двумя ограничениями атаки является докапитализация российских банков и своп юань -рубль.

Первое может позволить закрыть часть потребности в кредите для российских предприятий, в т.ч. обеспечить замещение зарубежных денег для фирм кредиторов российскими.

Второе означает, что придется «валить» не только рубль, но и юаь. А вот это задача не для слабонервных. Китаю придется на практике показать свою поддержку удерживая курсовую устойчивость рубль — юань идя против доллара (а это уже как ни крути будет означать ничто иное как полномасштабный союз). В такой ситуации девальвация юаня станет для США и ЕС таким ударом, от которого торговый баланс всех глобальных игроков не только взвоет, но и уйдет в невиданные показатели.

Наконец третья фаза по идее должна была бы начаться тогда, когда ЗВР России были бы на нуле, значительная часть привлекательных предприятий уже «приобретена» американскими фондами и агентства были бы готовы поставить мусорные рейтинги России.

Все это должно будет проходить на фоне массовых протестов: белоленточников под вопль — а мы предупреждали, вкладчиков- где наши деньги из банков, отчаявшихся экс-сторонников власти — я доверял власти до середины декабря, а потом власть меня обманула и я отчаялся; капитала предприятий разорившихся на второй фазе — мы поддерживали эту власть, а она нам не дала выкупить наши предприятия. Атака должна была способствовать с одной стороны наступлению суверенного дефолта России, а с другой свержению Правительства и Президента.

И это вероятно конец.

Но вышло несколько накладок — ЗВР не уменьшились критично, банки до-капитализированы, своп рубль — юань с заявлением Китая о поддержке. Плюс у России есть еще несколько асимметричных ходов, начиная с использования валютного фонда БРИКС и заканчивая непрямыми действиями на некоторых политических участках.

Так что можно надеяться, что у наших противников не срастется с вероятностью в 95 процентов.

Экономика

С экономикой вероятнее всего будет с одной стороны плохо, с другой хорошо. Плохо будет по двум причинам — в связи с финансовой атакой, которая описана в первой главе рассуждений, с другой в связи с глобальным экономическим кризисом, вызванным рецессией в зоне евро с одной стороны и существенными проблемами стран экспортеров нефти с другой.

При этом плюсом будет (безусловно) являться развитие некоторых секторов экономики, связанного с использованием последствий девальвации рубля.

В целом год будет сложным, с вероятным падением ВВП (до пары процентов в годовом исчислении) и инфляцией под 10 %, но и положительным с точки зрения трамплина в следующие годы и появлением возможности восстановления и роста российской экономики переработки.

Внутренняя политика

С точки зрения внутренней политики год будет опасным, но с очень большим шансом успешного его переживания. В случае успешного преодоления финансовых атак у не системной оппозиции просто не останется шансов на какие-либо активные действия как минимум до 2017 года (выборы в Гос Думу).

С другой стороны, необходимость преодоления экономического и финансового кризиса вряд ли позволит начать ряд важных внутренних реформ, начиная с реформы судопроизводства и заканчивая очередным раундом муниципальной реформы (которые планировались еще на 2014 год).

Внешняя политика

Внешнеполитическая обстановка напряженная. Россия прибывает в состоянии холодной войны с США. С другой стороны в Европе крепнет непонимание почему ЕС должен расплачиваться за желание США разделаться с Россией, учитывая что торговый баланс США-Россия  растет, а ЕС — Россия падает. Полагаем, что в 2015 году данное непонимание может усугубиться, а наряду с активной фазой экономического кризиса позволить изменить некоторые внешнеполитические расклады.

В активную фазу войдет борьба США и России за Европу. Если России удастся отбить будущие финансовые атаки, то шансы на благоприятное изменение весьма большие (хотя в любом случае реализация таких изменений дело не этого 2015, а следующего 2016 года). К слову Россия в лице ЕАЭС уже предложила в пику США создать зону свободной торговли ЕАЭС — ЕС. Вероятно это не вариант, т.к. параметры США и ЕАЭС сейчас несравнимы, однако потенциальные возможности включения в ЗСТ ЕАЭС ряда государств (в т.ч. Индии, Ирана и т.д.) может сделать данный расклад более сильным.

На Украине в грядущем году должно все притихнуть. Украину уже как три месяца прибывает в состоянии экономического коллапса, который готов уже вылиться в разрушение банковской системы Украины и в широкомасштабный политический кризис «Петю геть». При этом развиваемый формат дискуссии может привести к тому, что Украина останется де-юре «единой» и де-факто разделенной, т.к. у всех стороны будет масса поводов для усилий по другим направлениям (т.е. всем откровенно не до Украины и в замороженном режиме конфликт может немного подождать), тем более интерес к дефолтной стране несколько ниже, чем к кредитоспособной (по крайней мере для ЕС (в свете экспортных пошлин и перенос реализации ассоциации на 2016 год), а не США конечно).

В рамках развития интеграционных процессов год видимо будет «скучный». Экономическая интеграция будет крутиться вокруг рутины укрепления экономических форматов ЕАЭС. С точки зрения расширения ЕАЭС все весьма прозрачно — 29 мая 2015 года Киргизия официально (по подписанному в Москве в конце 2014 года договору) становится членом ЕАЭС. Ближе к концу года вероятно состоится подписание договора по вступлению в ЕАЭС Таджикистана (по крайней мере дорожная карта реализуется). Так же возможно заявление со стороны Узбекистана об интересе к присоединению к ЕАЭС в будущем. Скорее всего большего не дано. Серьезное развитие данной темы возможно скорее в 2017 году.

Активно будут развиваться контакты в рамках БРИКС и ШОС, что станет продолжением динамики нынешнего года.
Политическая интеграция в текущих условиях практически невозможна. Вероятнее всего 2015 и 2016 годы будут посвящены в первую очередь экономике и уж затем только политическим вопросам. Далее опять же заминка в связи с выборами в России — 2017 г. — Государственная Дума, 2018 г. — выборы Президента РФ. Только после того, как вновь избранный Президент подтвердит свое стремление к развитию евразийской интеграции можно ожидать и политическую интеграцию.

Дипломатический календарь на 2015 г.

Январь 2015 — Египет, развитие сотрудничества.
15 января — Астана, Казахстан — встреча по Украине в  формате четверки.
9-10 мая — Москва, Россия — 70 лет Великой Победы , очень представительное мероприятие, ничего решено не будет, но правильные акценты будут расставлены.
Май 2015 г. — возможно Милан, Италия, экспо-2015.
18-20 июня — Санкт-Петербург, Россия — Санкт-Петербургский экономический форум — подписание экономических соглашений.
8-10 июля — Уфа, Россия — саммит БРИКС + ШОС. Из ожидаемого — проект стратегии партнерства в БРИКС (программный документ) и дорожная карта инвестиций. По ШОС — вероятно прием новых членов в организацию. Вероятно принятие прорывных решений.
осень 2015 г. — Филиппины, саммит АТЭС. Ничего прорывного не ожидается.
осень 2015 г. — официальный визит в Японию. Поставки нефти и газа, Обсуждение темы мирного договора.
15-16 ноября — Анталья, Турция, саммит G20 — важная встреча для закрепления позиций стран БРИКС по будущему финансовой системы, а так же время сверки реализации проектов в Российско-Турецких отношениях.

+ официальные визиты в Россию — Председателя КНР, премьер министра Индии и Президента Турции. Вероятно закрепление результатов и дальнейшее продвижение в двухсторонних отношениях.

Хочется надеяться, что визиты будут не менее значимыми и результативными чем в 2014 году.

Источник

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.