«Сделка века» — поставка 126 французских истребителей Rafale в Индию – под угрозой. Для Парижа это может означать остановку производства собственных самолетов, для Москвы – новый выгодный контракт.
Двукратное удорожание и отказ от передачи технологий могут стать причиной отмены тендера на поставку ВВС Индии французских истребителей Rafale. Взамен их Дели намерен купить дополнительную партию российских истребителей Су-30МКИ.
Победителем тендера французский истребитель Rafale стал в конце 2012 года. Кроме французской машины, в нем приняли участие компании Lockheed Martin (США) с F-16, Boeing с F/A-18E/F, SAAB (Швеция) с Gripen и новейший российский истребитель МиГ-35.
МиГ-35
До самого последнего момента именно его считали главным фаворитом соревнований. По ряду характеристик, например, наличия радара с активной фазированной решеткой (АФАР), он существенно превосходил конкурентов. Однако контракт на закупку 126 средних многоцелевых боевых самолетов, оцениваемый более чем в $ 10 млрд., достался Парижу.
«В этом нет парадокса, — высказал свое мнение телеканалу ЗВЕЗДА глава Центра АСТ Руслан Пухов. — Мы привыкли, что Дели покупает много техники за небольшие деньги. Сегодня ежегодный прирост ВВП Индии составляет 9%. У страны появились средства, а с ними и амбиции покупать то, что хочется. А в этом плане у нас много белых пятен. В результате индийцы обращаются к европейцам и американцам».
Так, за несколько последних лет мы последовательно проиграли ряд крупных тендеров на поставку военно-транспортных самолетов. Вместо наших Ил-76 Дели предпочел купить шесть американских C-130 Super Hercules. За них заплатили почти $1 млрд. Цифра астрономическая, особенно если учесть, что Ил-76 обошлись бы значительно дешевле. Наш самый современный МиГ-35 уступил французскому Rafale, боевой вертолет Ми-28Н проиграл американскому AH-64 Apache, а тяжелый транспортный вертолет Ми-26Т2 — американскому CH-47 Chinook. И это при том, что российская машина более современная — полностью цифровая, в полтора раза дальше летает и имеет в два раза больший объем грузовой кабины, чем американский аналог.
В случае с Rafale Пухов видит не только желание купить современный истребитель, но и возможность получения Индией новых технологий. По условиям контракта, производитель машины Dassault Aviation обязывался передать Индии технологии производства многих узлов, оборудования и механизмов истребителя.
Rafale уникален тем, что заменяет в вооруженных силах Франции сразу семь типов боевых самолетов: истребитель-бомбардировщик Jaguar, палубный штурмовик Super-Etendard, палубный истребитель Crusader, тактический истребитель Mirage F1, перехватчик Mirage 2000С, ударный самолет Mirage 2000N/D, евростратегический атомный бомбардировщик и разведчик Mirage IV. В перспективе Rafale первым из всех европейских истребителей получит и радар с активной фазированной антенной решеткой. Это вплотную приблизит его к истребителям 5-го поколения. Впрочем, на этом серьезные достоинства французской машины заканчиваются. Rafale очень специфичен и дорог в обслуживании, требователен к местам базирования. Из-за этого Dassault Aviation не смогла продать его никому, кроме французских военных, добавляет эксперт.
Кроме того, как уже поняли сами индийцы, Франция вовсе не горит желанием делиться своими передовыми технологиями. Например, договор по Rafale, подразумевает передачу технологии изготовления из нитрида галлия полупроводниковых чипов для использования в авионике. Однако передача сопутствующих технологий, необходимых для изготовления самого чипа, в предложении не прописана. Индия, таким образом, покупает технологию, которая не может быть преобразована в необходимый компонент, и который придется, в конечном счете, импортировать на протяжении всего жизненного цикла самолета.
Второй нюанс — это радар с активной фазированной решеткой. Он только разрабатывается для Rafale. Дели предложено принять участие в его разработке деньгами. Это еще несколько миллиардов долларов. Но никто не гарантирует, что в итоге страна получит как саму технологию производства подобной техники, так и исходный программный код для перепрограммирования бортового оборудования, в первую очередь радара для проведения самостоятельной модернизации техники «на позднем этапе эксплуатации».
Министр обороны Индии уже выступил с заявлением, что сделка по Rafale слишком дорого обходится стране. Компания Dassault Aviation увеличила вдвое стоимость одного самолета — с $ 65 млн. до $120 млн. долларов. Это означает, что вся партия из 126 машин обойдется не как планировалось в $10, а в $28-30 млрд. Плюс к этому стране придется существенно потратиться на оснащение машин ракетным и бомбовым вооружением, техническое обслуживание крайне капризной французской техники. В тоже время, как отмечают в Минобороны Индии, производство одного российского истребителя Су-30МКИ компанией Hindustan Aeronautics Ltd (HAL) не превышает $ 56 млн., что вдвое ниже цены одного Rafale.
В пользу российских истребителей говорит и тот факт, что их парк составляет треть боевого состава ВВС Индии. Индийские пилоты эксплуатируют эти машины не первый год. Активно принимают участие в международных военных учениях, где встречались с американскими F-15 и F-16, французскими «Миражами» и британскими «Тайфунами». Результат этих учений всегда был один — Су-30МКИ выходил победителем. Индийские летчики не только первыми обнаруживали противника (а значит первыми применяли ракетное вооружение), но и, пользуясь сверхманевренностью своих истребителей, втягивали противника в ближний бой, в котором Су-30МКИ равных себе не имеет.
Кроме того, в Индии сейчас завершается программа разработки авиационного варианта сверхзвуковой крылатой ракеты BraMos — появление этой машины в составе вооружения Су-30МКИ делает его одним из самых вооруженных и многофункциональных истребителей в мире. На базе «большого» BraMos компания делает и миниверсию ракеты. Это позволит вооружить ей еще и легкие истребители МиГ-29К/КУБ.
В пользу переориентации с французских на российские истребители говорит и программа FGFA (Fifth Generation Fighter Aircraft) по созданию Москвой и Дели индийской версии истребителя 5-го поколения на базе нашего Т-50. Участие Дели в этом проекте не ограничится одними деньгами (инвестиции индийцев в проекте $25 млрд). Уже сейчас Индия предлагает свои композитные материалы и электронику. К 2017 году страна хочет получить двухместный вариант истребителя. Вместе с этим самолетом страна получит технологии производства новых авиационных двигателей, радаров с активной фазированной антенной решеткой, современной авионики и много еще чего, что ни Франция, ни США, ни кто бы то ни был из оружейных фирм Европы передавать Дели не намерен.