Несмотря на праздники, одной из главных тем западной прессы по-прежнему остаётся беспокойство за будущее России.
Канцлер Германии Ангела Меркель ещё во время своего новогоднего обращения раскритиковала Россию: «В нынешнем году все мы стали свидетелями того, как были поставлены под вопрос основы европейского миропорядка и право на самоопределение народов. Это именно то, что Россия делает на Украине». При этом Меркель на всякий случай уточнила, что ЕС хочет обеспечить безопасность в Европе совместно с Россией, а не против России.
Главнейшей темой The Times считает судьбу России: «Обвал цен на нефть, милитаристский авантюризм, презрение президента Путина к мнению международного сообщества и карательные финансовые санкции довели страну до опасной черты».
Оказывается, Путин — это крыса, загнанная в угол. Теперь у него два пути: пойти на уступки Украине, чтобы выкрутиться, или обозлиться.
Издание считает, что у Запада очень сложная задача — не допустить, чтобы Путин расколол Запад и «безнаказанно расширил своё влияние».
«Путин однажды уйдёт, а головорезы ИГИЛ умрут. Давайте сделаем так, чтобы всё это случилось как можно раньше. А когда это случится, мы должны занимать такую позицию, чтобы объявить их уход победой Запада», — мечтают авторы.
Глава России может поддаться искушению ещё больше вмешаться в дела на Украине, чтобы захватить сухопутный коридор до Крыма или даже до Молдавии!
The Wall Street Journal пишет, что глава России объединил в себе два состояния — хаос и деспотизм.
«Его грубая рука установила кажущуюся стабильность после десятилетия потрясений только для того, чтобы в конце 2014 года посодействовать появлению его собственной «великой смуты». Он никогда не побеждал на настоящих выборах и не завоевал любовь нации, и вообще он в плохом психическом состоянии, сумасброд и паникёр». Издание предрекает, что в 2015 году Путину как лидеру придёт ужасный конец.
2015 год станет проверкой, хватит ли у Путина выносливости для продолжения «военной авантюры на Украине», полагает WSJ.
Канадская The Globe and Mail сообщает данные с потолка своей редакции. Так, вероятность рецессии в России — 100%, дефолта — 24%, вероятность того, что российский кризис сильно «заразит» глобальную банковскую систему, — 21%. Вероятность того, что Путин попытается отвлечь от всего этого свой народ, ещё сильнее дестабилизировав Украину и (или) какую-то другую соседнюю страну, — 76%.
Не обошли СМИ стороной и «протестные настроения в России»
The New York Times пишет, что «белоленточная оппозиция» съёжилась до двух дюжин человек, которые всю ночь мёрзли внутри гигантского ёлочного украшения недалеко от кремлёвской стены, дожидаясь неизбежного ареста. Те, кто сидел в шаре, выглядели как метафора российского оппозиционного движения в целом: «Дрожащие от холода, малочисленные, они верили в правоту своего дела, но надеялись на подкрепления, которые так и не прибыли», потому что Путин подавил их, «неуклонно и твёрдо».
У The Washington Post другая версия. Несмотря на полицейские заграждения и сильный мороз, на площадь около Кремля вышли несколько тысяч демонстрантов. Лозунг «Вы не сможете посадить всех нас!» очень тревожит Путина. И вообще президент боится Алексея Навального.
Разрастётся сопротивление путинскому режиму или нет, во многом будет зависеть от политики США и ЕС, так как «поддерживать российское диссидентское движение — это тоже важно», говорится в статье.
Die Welt сообщает, что «революция вроде Майдана» — это кошмар для Владимира Путина (странно, что именно для него, а не для всех граждан России — прим. «Однако»), и поэтому российское государство всё туже затягивает петлю на шее оппозиционера Алексея Навального, пишет нам Юлия Смирнова на страницах немецкой газеты.
У Путина возрос параноидальный страх перед протестами, которыми, по его мнению, управляют с Запада.
Наконец, Bloomberg News на этом фоне сообщает внезапное: Белый дом тайно работает над восстановлением связей с Россией.
«Обама принял решение о поиске возможностей продолжения работы с Россией по целому ряду двусторонних и международных проблем, одновременно предлагая Путину выход из тупиковой ситуации в Украине. В ходе нескольких бесед с главой российского МИДа Сергеем Лавровым Керри высказал России предложение, которое может проложить путь к частичному ослаблению некоторых из наиболее обременительных экономических санкций. Условия Керри включали соблюдение Россией сентябрьских Минских соглашений и прекращение прямой военной поддержки пророссийских сепаратистов, сообщает информагентство. Проблему Крыма предлагалось отложить на какое-то время, но часть из первых санкций, которые были введены после аннексии Крыма, предполагалось сохранить.
«Мы готовы отделить проблемы Донецка и Луганска от проблемы Крыма, — заявил ещё один высокопоставленный сотрудник администрации. — Если удастся урегулировать вопрос по Донецку и Луганску, это позволит снять некоторые санкции, сохранив санкции, введённые в связи с Крымом. Для Путина это будет возможность двинуться вперёд».
Отметим для себя этот последний пункт. В американской политической ментальности крайне интересно значение слова «компромисс». «Предлагать компромисс» на языке этой ментальности — это значит требовать от противника сдать всё не сразу, а поэтапно. С точки зрения американской полит-ментальности это, судя по всему, добро и уступки.
Впрочем, с точки зрения реальной, а не гегемонской логики — это по-прежнему нонсенс и чепуха. Видимо, поэтому, как сказано в том же сообщении, «президент России Владимир Путин не проявляет особого интереса».
…А завершить обзор хотелось бы материалом издания The New Scientist. Россия стала крупным победителем на Всемирных интеллектуальных играх, которые завершились в Пекине, сообщает издание. В общей сложности 150 спортсменов из 27 стран состязались в 14 вариантах 5 видов спорта (шахматы, го, шашки, бридж и сянци).
Россия на первом месте в общемедальном зачёте: 6 золотых, 5 серебряных и одна бронзовая. На втором месте Китай. Как и на других спортивных состязаниях, все спортсмены были обязаны доказать, что не используют допинга для улучшения памяти и внимания.