«Доколе мы будем нести ярмо, повешенное на нас в советские времена?» — возмутились недавно в литовском Сейме. Поводом поставить вопрос ребром послужила колбаса «Московская», появившаяся на прилавках сетевых магазинов и вызвавшая повышенный спрос — разумеется, прежде всего из-за отменного качества, хотя и ностальгическую нотку по старым добрым временам тоже не стоит сбрасывать со счетов. Недоброжелатели увидели за осуждением в парламенте и последовавшими вслед за ним предупредительно — ограничительными мерами мохнатую руку конкурентов, которым успех производителей «советских» продуктов не дает покоя, однако списывать все только на зависть было бы по меньшей мере недальновидно. Обзор событий в Литве, о ностальгии по советской колбасе и не только.
С первых шагов независимости взявшая власть элита стала строить вторую республику на национальном, нередко переходящем в националистический, фундаменте. Из памяти каленым железом выжигалось все, что так или иначе было связано или напоминало о советском пятидесятилетии, разрушались памятники (на центральной автостраде Вильнюс – Клайпеда снесена величественная мраморная Мать – родина только за то, что изваяна в традициях соцреализма, сейчас принято решение убрать с Зеленого моста в столице бронзовые композиции, прославляющие советское прошлое – якобы на реставрацию, хотя для большинства ясно, что на прежнем месте они никогда не появятся), из мемориальных надгробий и досок натурально вырубались русские тексты – так они и стоят до сих пор памятниками вандализма; переписывается история, в которой Россия теперь рисуется исключительно черными красками. И после всего этого у руководителей государства хватает смелости на голубом глазу утверждать, что они живут в глубоко толерантной, истинно европейской стране, которая не чета какой-то там варварской России, погрязшей в дикости.
С советским прошлым покончено раз и навсегда, мы строим новую Литву, в ней будет царствовать закон и демократия, и к советскому прошлому, оставившему «страшный след в памяти народа», нет никакого возврата – без устали декларируют власти, и эту мантру еще раз пропели на торжествах по случаю Дня национального флага, отмечаемого в первый день нового года. Слушая эти заклинания, невольно задаешься вопросом: а достаточно ли знают отцы нации положение дел в стране, чтобы делать подобные заявления? Не надо иметь семь пядей во лбу, чтобы прийти к выводу: народ и элита живут в разных измерениях, едва ли не на иных вселенных. Вот итоги недавнего опроса Центра международных исследований The Pew, изучавшего динамику настроений жителей посткоммунистических государств. Итоги существенно, если не сказать – коренным образом отличаются от правительственных догматов: 48% жителей Литвы убеждены, что сейчас в экономике положение хуже, чем в советском прошлом, а 78% утверждают, что дела в экономике (а если продолжить мысль – то и благосостояние граждан, вытекающее из основного показателя) важнее демократии.
Не берусь утверждать, что капитаны литовского корабля знакомы с этим исследованием, однако к подобным выводам приходят и местные социологи и вот их – то отечественные кормчие, разумеется, не могут не знать. И что же, как они объясняют неудобные для себя итоги? Да очень просто: влиянием вражеской пропаганды, которая денно и нощно обрабатывает умы граждан с экранов телевизоров и по радио, со страниц газет, журналов и книг. А чтобы закрыть эти каналы, в парламенте готовятся «демократические» законопроекты о цензуре на российские масс-медиа, а главные московские телеканалы могут попасть под тотальный запрет. Это следует понимать так, что власти не доверяют своим избирателям в том, что они сами могут разобраться в вечном, по мнению детского поэта Михалкова, вопросе о том, «что такое хорошо, а что такое плохо», отличить правду от кривды, кто герой, а кто преступник… А потому надежнее вообще «закрыть» «оккупанта».
А если и говорить о восточном медведе, то только страшное и ужасное. Как вот первая сенсация в новом году: схвачены два шпиона, предположительно работающие на разведку восточного агрессора. Один из них — офицер Военно-воздушной базы в Шауляй (собственных боевых самолетов нет, но базирующиеся там около дюжины натовских истребителей представляют для потенциального противника большой интерес), он передавал информацию посреднику, непосредственно контачившему с резидентом – разведчиком. Понятно, какой политический капитал можно наварить — и уже наваривают — на этом деле, где уже все роли расписаны, хотя в действительности все на стадии предположений и подозрений, полной ясности нет, на кого трудилась парочка, какие сведения передавала и были ли среди них секреты и пр. Это беспроигрышный для власти вариант, пусть даже дело лопнет как мыльный пузырь, польза будет – как в той хрестоматийной ситуации, когда не то он шапку украл, не то у него украли – осадок в любом случае останется.
Кстати, это уже второй случай поимки шпионов, незадолго до Нового года были «раскрыты» тайные агенты, действующие в пользу Белоруссии, за которой, как известно, стоит Москва. Однако после шумного, но кратковременного пиара, устроенного департаментом госбезопасности, доблестно схватившего за руку преступников, об этом деле словно забыли и, думается, не случайно: начальник отдела фирмы Oro navigacija, прямой руководитель «белорусского Штирлица», объяснил журналистам, что по своей профессии и должности рядового электрика тот ни в какие секреты посвящен не был, как не было у него ни своего кабинета, где бы он мог вести свою подрывную деятельность, ни специальной аппаратуры Второй сексот по социальной лестнице стоит еще ниже и от сведений, имеющих важное государственное или военное значение, находится еще дальше, если вообще о них слышал. Все это навевает мысли о том, что местным властям очень бы хотелось повысить свое реноме с помощью подобных скандалов, ведь русские шпионы пустяками не занимаются, работают только на ключевых направлениях.
Как в этих случаях, так и во многих других власти считают рядового обывателя Йонаса если и не тупицей, то уж точно недостаточно умным, чтобы разобраться в многоходовых комбинациях. И совершенно напрасно, все, что называется, шито белыми нитками, народ отлично понимает, откуда растут ноги антироссийских провокаций. Они тоже вносят свой вклад в негативный психологический фон, создаваемый в стране, когда, по выражению депутата Сейма, профессора столичного университета Повиласа Гилиса, свободному человеку все труднее дышать.
Вот и ищут люди, где лучше, и многие находит свою долю за границей. По оценке независимых экспертов, сейчас за кордоном живет более четверти граждан, или миллион человек. Центры столицы и других крупных городов Литвы выглядят вполне пристойно, что называется, по-европейски, но стоит отойти на три квартала, отъехать пяток километров от столицы – картина решительно меняется. Провинция пустеет, местами дичает, самоуправления северо-восточных районов, например, бьют тревогу: расплодившиеся волки свободно гуляют по городкам и селам, режут собак, домашнюю скотину. Министр здравоохранения Витянис Андрюкайтис (в минувшем году он стал еврокомиссаром) считает, что демография является самой существенной угрозой национальной безопасности. И никаких просветов, последнее изучение общественного мнения показало, что более 40 % жителей считают возможной свою эмиграцию. Кто бы стал искать счастье на чужбине, если бы дома было по душе?