Спецоперации по задержанию подозреваемых в атаке на редакцию газеты «Шарли эбдо» проходит сразу в нескольких французских городах.
Один из налётчиков — 18-летний Хамид Мурад — возможно, сдался полиции. По данным СМИ, юноша заявляет, что в момент совершения теракта находился в школе, полиции предстоит проверить эти показания. Стражи порядка уже распространили фотографии двух других предполагаемых террористов — братьев Саида и Шерифа Куаши.
С момента трагедии прошло всего 8 часов, полиция рапортует — личности всех троих подозреваемых установлены. Все они французы. Два брата, Саид и Шериф Куаши, — парижане, одному- 32, другому — 34. В прошлом — мелкие хулиганы.
Младший работал разносчиком пиццы. Потом увлекся радикальными идеями и в 2008-м сел на 18 месяцев за участие в сети по отправке французских джихадистов в Ирак. Старший – зачем-то оставил в машине, на которой скрылся с места преступления, свое удостоверение личности. Позже похожего человека запечатлели камеры наблюдения в городе Пантан. А далее след привел в город Реймс.
Логистикой, по версии следствия, занимался 18-летний Хамид Мурад. Блогеры засомневались: такая скорость — это профессионализм спецслужб или желание быстро найти и наказать виновных? По мнению бывшего сотрудника французской разведки, корни нужно искать на Ближнем Востоке.
«В Париже практически любой может найти и купить автомат Калашникова. И наверняка каждый может самостоятельно научиться пользоваться им в подвале, в лесу или где-нибудь в горах, — рассуждает глава Европейского стратегического центра разведки и безопасности Клод Монике. — Но стрелять среди плачущих людей, крови, дыма, шума, в условиях сумасшедшего стресса – к такому может быть готов только обученный человек. Так что, скорее всего, эти трое были хорошо подготовлены. Операция была хорошо спланирована. Но террористы, очевидно, обучались в реальных условиях, в условиях войны. И это приводит нас в Сирию и к сирийскому Джихаду».
Международная политика Франции, развязанная война в Ливии, в Мали, в Сирии — сыграли немалую роль в этой трагедии, уверены очевидцы теракта. Регулярная публикация карикатур на пророка Мухаммеда изданием «Шарли Эбдо» только усугубила ситуацию.
Одна из последних зарисовок — лидер исламского государства Абу Бакр аль-Багдади. Художникам не раз угрожали. Главного редактора Стефана Шарбонье охраняла полиция, его телохранитель и стал первой жертвой среди стражей порядка. Нападавшие убили почти всех, кто был внутри- десятерых журналистов и карикатуристов, и уже на улице застрелили еще одного полицейского. Жуткие кадры сняли очевидцы на мобильный телефон.
«Сегодня – они наши герои. И поэтому четверг – день национального траура. В 12 часов начнутся службы. И я приглашаю всю Францию присоединиться. Флаги будут приспущены ближайшие три дня», — заявил президент Пятой Республики Франсуа Олланд.
Площадь Республики в Париже. Цветы и свечи в память о погибших. На лицах людей растерянность.
— Мы тут все: и христиане и мусульмане. Религия учит миру, гуманности, а не смерти. Эти убийства нельзя оправдать.
— Я не боюсь! Не боюсь вот этих мерзавцев, собак. Пускай найдут меня, если захотят, я не боюсь.
В руках многих – распечатанные карикатуры, когда-то опубликованные в журнале.
С экранов ТВ и через соцсети власти Франции призвали французов выйти на центральные площади города в знак солидарности с погибшими в этой трагедии. После окончания рабочего дня тысячи людей собрались на улицах. Митинги прошли не только в Париже, но и во многих крупных городах страны.