Почему в 2015-2016 годах цены на «черное золото» не будут расти?
На Рождество, 7 января, Всемирный банк (ВБ) опубликовал выдержки из доклада, в котором оценивается ситуация на нефтяном рынке. Главный вывод экспертов – роста цен на «черное золото» в ближайшем будущем не предвидится.
2015-й станет годом низких цен на нефть, а в 2016-м они вырастут лишь незначительно, говорится в докладе. Это обстоятельство ставит под угрозу разведку и освоение новых месторождений, включая сланцевые, а также добычу «черного золота» на морском шельфе.
На нефтяные цены, по мнению ВБ, влияет изменение политических целей Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК), а также рост курса доллара. При этом определяющим фактором в докладе называется рост предложения нефти, в частности, «из-за сланцевого энергетического бума в США».
Низкие цены на нефть, отмечают авторы доклада, станут серьезным вызовом для крупных стран-экспортеров нефти. Вместе с тем, отмечается в докладе, они благотворно повлияют на мировую экономику. Так, падение стоимости нефти на 30% сулит дополнительный прирост мирового ВВП на 0,5%.
Как бы подтверждая слова экспертов ВБ, 7 января цена на нефть марки Brent опустилась ниже $50 за баррель – впервые с весны 2009 года. Ранее, 6 января, отметку в $50 пробила американская нефть сорта WTI, рухнув до $47 за баррель. Причем, данные по увеличению запасов нефти в США (ожидаются в январе) могут ускорить падение, приближая стоимость барреля к рубежу в $40.
Обесценивание «черного золота» ударит по России. Напомним: бюджет РФ на 2015-й год был сверстан из расчета цены на нефть в $96 за баррель, и теперь экстренно корректируется. При $60 за баррель падение российской экономики может превысить 5%. Проседание до $40 еще более усугубит рецессию. Именно над такими сценариями – $60 и $40 за баррель – работают сейчас Минфин и Минэкономразвития.
Параллельно правительство РФ пытается определить масштабы сокращения расходов. По итогам послания президента Владимира Путина Федеральному собранию кабмину было поручено «обеспечить сокращение в 2015–2017 годах расходов федерального бюджета ежегодно не менее чем на 5% в реальном выражении, за исключением расходов на национальную оборону и национальную безопасность, за счет снижения неэффективных затрат».
С учетом новых прогнозов, это может обернуться секвестром на сумму от нескольких сотен миллиардов до двух триллионов рублей.
Что стоит за прогнозом ВБ, и чем длительное снижение цен на нефть грозит российской экономике?
– Всемирный банк не первый исследует тренд на снижение нефтяных цен, – отмечает руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития Никита Масленников. – На днях аналогичную работу опубликовал директор Исследовательского департамента МВФ Оливье Бланшар. Он сделал выводы, близкие к оценкам Всемирного банка: в 2015 году за счет снижения цен на нефть мировая экономика может вырасти на 0,3-0,7%.
Но любопытен другой вывод команды Бланшара – падение нефтяных цен может ускорить экономический рост, но принципиально в развития мирового хозяйства оно ничего не меняет. Риски в этой ситуации несут, в первую очередь, нефтяные экспортеры. Среди них особо выделяются Россия, Венесуэла и Иран.
С Ираном – проблема особая. В первой половине 2015-го ему предстоит пройти процедуры для выхода из-под санкций, и уже во второй половине года он может вновь получить право поставлять нефть на экспорт. Все аналитики рассматривают иранскую ситуацию в качестве осложняющего фактора для рынка нефти.
– Что все-таки будет с нефтяным рынком?
– Ситуация на нем очень неоднозначная. Прежде всего, превышение предложения над спросом сохраняется, и даже усиливается, несмотря на то, что ОПЕК после встречи в Вене сократил добычу на 300 тысяч баррелей в сутки.
Сбалансировать предложение и спрос не удается, поскольку никак не разгоняется мировой экономический рост. Сильнее ожидаемого тормозит Китай, а Еврозона, вопреки прогнозам, фактически находится на пороге новой технической рецессии. По итогам декабря 2014 года, экономика ЕС впала в дефляцию – это очень тревожный сигнал, и европейскому ЦБ уже в январе придется пойти на нетривиальные меры, чтобы не допустить сползания в рецессию.
Все это провоцирует нефтедобывающих игроков к демпингу. Саудовская Аравия сулит покупателям «черного золота» дисконт в два доллара с барреля – и это воспринимается нормой.
Чтобы нефтяной рынок вышел на новую равновесную цену, по мнению большинства аналитиков, потребуется не менее года. Это значит, в 2015 году мы будем иметь повышенную волатильность на рынке – цены на нефть будут то падать, то взлетать, ориентируясь лишь на новости из Ирана, Ирака (который заявил, что будет наращивать продажу нефти по любой цене) и Ливии (правящие кланы пока не могут договориться о согласованной нефтяной политике).
Непростая ситуация складывается и в ОПЕК. Картель явно движется к расколу, некоторые даже уверены, что организация не доживет до своей плановой конференции в мае нынешнего года. И хотя ОПЕК пытается сейчас что-то делать, всем на рынке понятно, что регулирующую функцию организация окончательно потеряла.
– Чем в этом случае кончится для шейхов их война с американской сланцевой нефтью?
– Себестоимость сланцевой нефти намного выше традиционной, и многие сланцевые проекты сейчас приближаются к критической черте. Думаю, цена в 50 долларов за баррель сделает нерентабельной добычу половины нефти в США.
Но, с другой стороны, в Штатах есть уникальные сланцевые месторождения, которые могут быть рентабельными и при цене 20 долларов за баррель. Поэтому война «шейхи против сланца» на взаимное уничтожение может продолжаться очень долго. Причем, перспективы победы у каждой из сторон на сегодня довольно призрачные. Хотя мне думается, что выиграет, в конце концов, тот, у кого совершеннее технологии нефтедобычи – то есть, американцы.
США еще не распечатали шельфовую добычу и многие традиционные скважины на континенте, которые в свое время закрыли под давлением экологов. Отменить американские законы трудно, тем не менее, у Вашингтона есть маневр с наращиванием добычи собственной нефти – и не только сланцевой. В результате, Штаты – при желании – смогут покрывать потребности в «черном золоте» самостоятельно, без помощи мирового рынка нефти.
Это очень существенный фактор. На деле, возникает такая ситуация: ОПЕК уже не может регулировать рынок, а нового регулятора – США демонстративно держатся в стороне – не возникло. А поскольку регулятора нет, все будут воевать против всех – по крайней мере, в ближайшие два-три года.
– Что это означает для нас?
– России в этой связи многие предрекают непростые времена. Рецепт их преодоления понятен: как можно аккуратнее стабилизировать бюджет – а лучше перепрограммировать его заново; продолжить движение к полномасштабному плавающему курсу рубля; а главное – начать выстраивать новую экономическую модель. Какую именно – вопрос пока открытый. Но очевидно, что действующая модель совершенно нежизнеспособна, и что чем дольше правительство РФ будет пытаться сохранить статус-кво в экономике, тем кризис в России будет глубже, тяжелее и продолжительнее.
В последнее время все больше трейдеров при покупке фьючерсов ставят на цену 40 долларов за баррель. Это значит, мировой рынок нефти настроился на понижение. Я не исключаю, что уже через две-три недели мы увидим цену на нефть именно в 40 долларов.
Видимо, это будет пределом падения – ниже просто никто не играет. Такое падение продлится, очевидно, недолго – полторы-две недели. Потом возникнет довольно сильный отскок – возможно, до 70 долларов за баррель. Далее тренд сложится на понижение, но волатильность рынка будет аномально высокой.
Если мой прогноз верен, среднегодовая цена на нефть по 2015 году должна составить около 60 долларов за баррель. Некоторые говорят о «вилке» 55-60 долларов, другие – о 60-65 долларов. В любом случае, это ниже значений, которые закладывались в бюджет РФ-2015.
Поэтому стрессовый сценарий Центробанка (60 долларов за баррель) сегодня нужно принимать за базовый. На практике, правительству РФ нужно в течение января переверстать бюджет, переформатировать бюджетную политику и серьезно сокращать расходы. Ну, а доллар при цене нефти 60 долларов за баррель будет стоить примерно как сейчас – около 60 рублей…
– Все понимают, что добыча сланцевой нефти в США будет сокращаться. Избыток предложения нефти напрямую влиял на падение цен, – уверен директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов. – Но никто не знает: насколько добыча в Штатах сократится, и как быстро это произойдет?
Никто не может сказать и другое – как быстро будет расти потребление: сколько нефти станет покупать Китай, сколько Индия? Наконец, неопределенной остается ситуация на Ближнем Востоке. Непонятно, сохранится ли там нынешняя относительная стабильность – война, которая не затрагивает нефтедобычу?
Понятно, у США есть два сценария игры. Первый – держать нефтяные цены низкими, даже в ущерб собственной сланцевой «нефтянке», в надежде, что весной 2015 года в России назреет серьезный политический кризис из-за недовольства населения, и нынешний политический режим рухнет. Второй сценарий – организовать рост нестабильности на Ближнем Востоке, чтобы цены пошли вверх. В принципе, ничто американцам не мешает сначала действовать по первому сценарию, а при неуспехе – переключиться на второй…