На зимних каникулах так или иначе встанет вечный вопрос: «Что посмотреть?».
Мы отобрали семь лучших рождественских фильмов для мужчин, проигнорировав очевидные «Крепкий орешек» и «Смертельное оружие».
«Осторожно, заложник»
1994
Одним из последних фильмов Теда Демме стал хорошо известный «Кокаин» с Джонни Деппом и Пенелопой Крус. Но прежде чем скончаться в расцвете сил (38 лет) от сердечного приступа, племянник знаменитого американского режиссера Джонатана Демме снял с десяток добротных картин. Началом была как раз комедия «Осторожно, заложник», не сказать, что убойная, но на свой лад довольно хорошая. Запоминается фильм прежде всего великой игрой актерского дуэта — Кевина Спейси и Джуди Дэвис, изображающих семейную пару в период кризиса. Ллойд и Кэролайн Чоссер после десяти лет совместной жизни совершенно закономерно оказались в кабинете у психоаналитика. Кэролайн, как и положено, жалуется на отсутствие секса, а также на то, что «и в свое время он был не таким уж выдающимся». Ллойд возмущен тем фактом, что жена завела любовника.
После визита к психологу Кэролайн прямо в супермаркете берет в заложники блондинистый вор Гас, сажает в семейный автомобиль и приказывает ехать прямиком домой к Чоссерам. В ответ Ллойд и Кэролайн начинают привычно ругаться тут же в машине, при этом Гас произносит сакраментальную фразу: «О, боже! Я взял в заложники собственных родителей». Дело обостряется тем, что к Чоссерам вот-вот нагрянут гости на рождественский ужин. А также папу с мамой должен посетить их собственный сын, Джесси, занимающийся довольно странным делом — эскорт-службой. В итоге Джесси разрывается между унылой провинциальной жизнью родителей и героическими приключениями Гаса. Ллойд же ревнует Кэролайн, утверждая что, та флиртует с похитителем. Мужчинам — смотреть. Хотя бы из-за особой циничной атмосферы этого фильма, за счет которой и держится довольно высокий комический градус.
«Поцелуй навылет»
2005
Мы обещали не упоминать здесь «Смертельное оружие», однако сценарист четырех фильмов франшизы Шейн Блэк, между тем, снял другое хорошее рождественское кино — «Поцелуй навылет». Главный герой — Гарри Локхардт (Роберт Дауни-младший) промышляет мелкими кражами видеотехники. Как вдруг его напарника убивают, и счастливый случай приводит Гарри в Голливуд. На одной из предновогодних вечеринок он незамедлительно ввязывается в драку из-за девушки. Девушка — тридцатилетняя актриса-неудачница (Мишель Монаган) — не кто-нибудь, а школьная любовь по имени Хармони. Хармони переспала со всеми парнями класса, включая лучшего друга Гарольда, а с Гарольдом просто дружила, используя его как жилетку. Сюжет, как видим, совсем не детский и вполне детективный, учитывая загадочное убийство сестры Хармони, которую с юных лет насиловал собственный отец.
Звездный состав фильма дополняет Вэл Килмер, играющий гея Пэрри (и по совместительству детектива). После того как Гарри и Пэрри вылавливают в ночном озере труп женщины без нижнего белья, между ними завязывается настоящая мужская дружба. В фильме также в эпизодической роли девушки с розовыми волосами снялась муза Монте Хеллмана — Шаннин Соссамон. Ее героиню, впрочем, так быстро убивают, что мы успеваем рассмотреть только кеды у нее на ногах. Ровно такая же беда – с остальными героями картины. Стреляют тут много и с удовольствием. Но в конце все злодеи наказаны, а все положительные герои живы, как и полагается рождественскому триллеру.
«Счастливого рождества, мистер Лоуренс»
1983
Автор «Империи чувств» и «Империи страсти» Нагиса Осима в 1983 году снял военную драму, по накалу чувств не уступающую своим предыдущим фильмам. Однако страсти тут, по регламенту военного времени, гомоэротические. «Что ж, во время войны между солдатами часто случается дружба», — рассудительно говорит английский офицер Лоуренс, военнопленный на острове Ява в 1942 году. В самом начале фильма надзиратель, сержант Хара (Такеши Китано), тащит Лоуренса на место преступления — японский солдат изнасиловал голландского военнопленного. Так задается тон всей истории. Японский капитан Ёнои в этом месте отводит глаза и спешно ретируется на суд над другим британцем; эта встреча будет роковой для обоих. Непокорный майор Джек Селльерс станет тайной (для самого Ёнои) и явной (для других) страстью японского капитана. Ёнои спасет Селльерса от верной смерти в начале фильма, но противостояние гордости двух мужчин будет настолько жестоким, что не убережет, ни одного, ни другого.
При чем здесь Рождество? На знойное японское рождество по английскому календарю сержант Хара напьется и освободит из-под стражи Лоуренса и Селльерса. И это станет продолжением добрых отношений между Харой и Лоуренсом, намеком на возможный диалог культур. Стоит заметить, что Селльерса играет Дэвид Боуи, и он ослепительно красив среди японской массовки. Роль Ёнои исполняет японская рок-звезда Рюити Сакамото, тревожная музыка которого звучит в фильме. «Счастливого рождества, мистер Лоуренс» — достойная альтернатива слащавым ромкомам и дурацким комедиям. Это фильм о настоящих несломленных мужчинах.
«Счастливого Рождества»
2005
Еще одна военная драма, чуть менее суровая, действие которой происходит во Франции во время второй мировой. Так уж получилось, что на линии фронта в окопах отмечают рождество французы, англичане и немцы. Накануне «праздника» один французский солдат (Дэнни Бун) стрижет второго (Гийом Кане), поскольку в мирной жизни был парикмахером. Герой Буна трогательно вспоминает, что до его родной деревни тут рукой подать, заботится о рыжем коте Несторе, сетует на вшей.
Вши, между тем, повсеместная болезнь по обе стороны окопов. На них жалуется своей жене и тенор Николаус, получивший освобождение на время рождества, чтобы спеть на вечере для немецких генералов в тылу. Жена Анна (Дайана Крюгер) — тоже певица. Николаус считает генералов зажравшимися свиньями, и стремится назад в траншеи, чтобы порадовать своим пением братьев по оружию. И когда он заводит условную серенаду — случается чудо. Из британских окопов начинает подыгрывать мотив волынка. Рождественская оттепель на фронте доходит до того, что все три стороны договариваются о временном перемирии, пьют шампанское, едят шоколад и показывают друг другу портреты жен. Правда, английский солдат не может договориться с французским героем Буна о том, как же зовут кота — в британской армии он поедал консервы под именем Феликс.
«Азартные игры»
2000
Джона Франкенхаймера без поблажек можно назвать классиком. Когда Бена Аффлека еще не было и в проекте, он снимал, к примеру, «Поезд» с Бартом Ланкастером. Но вот на изломе тысячелетий Франкенхаймеру пришло в голову сделать рождественский триллер с современными звездами — Беном Аффлеком и Шарлиз Терон. Сюжет — замысловатый. Руди (Аффлек) отсидел в тюрьме за кражу автомобиля, там он встретил Ника, переписывающегося с красавицей Эшли (Терон). Когда Руди выходит на свободу, он знакомится с Эшли и выдает себя за Ника. Но только вот у девушки есть брат-бандит, который надеется что Руди поможет со взломом охранной системы казино. И все идет не по плану.
В «Азартных играх» есть какая-то свежесть и рождественский флер, отчасти потому что фильм снят в северных штатах, на фоне заснеженных пейзажей и пасмурного неба, отчасти потому что Франкенхаймер умеет профессионально погрузить в нуар (в данном случае в нео-нуар).
«Поменяться местами»
1983
Когда режиссер Джон Лэндис надумал снять «Поменяться местами», на его счету уже был культовый в некоторых кругах «Американский оборотень в Лондоне». В рождественской комедии с участием Эдди Мерфи чувствуется твердая рука и уверенный большой стиль восьмидесятых. Фильм повествует о двух почтенных бизнесменах, братьях Дюк, чьи дела идут более чем успешно. Они сидят в роскошных гостиных и кабинетах, украшенных еловыми венками, покупают вазы за тридцать тысяч долларов, а возле лимузина их встречает человек десять прислуги. Деньги текут рекой, вот только у братьев есть серьезные расхождения во взглядах на жизнь. Старший — философ и гуманист, уверен, что социум делает личность, младший — жадина и расист, верует в гены и породу.
Накануне Рождества Дюки заключают пари, что их молодой перспективный управляющий ничуть не лучше последнего бомжа, клянчащего деньги у них под офисом. Бомж (Мерфи) — проходимец еще тот. С табличкой «ветеран Вьетнама» он изображает слепого и безногого. В своем замысле Дюки идут до конца — они не только подставляют и лишают должности бывшего менеджера, но и хотят полностью его разорить, отобрав дом и невесту. Впрочем, на поверку, молодой делец — довольно отвратный и поверхностный тип. Таких и не жалко.
«Рождественские каникулы»
1989
В 1989 году режиссер Джеримайя С. Чечик был дебютантом, чей фильм «Рождественские каникулы» спродюсировал сам Джон Хьюз («Шестнадцать свечей», «Кудряшка Сью»). И если даже после этого Чечик не стал выдающимся режиссером, начало было воодушевляющим. Кларк Грисвольд (Чеви Чейз) везет свою семью в автомобиле в дикий лес за елкой. Вместе с блондинкой-женой они распевают веселые рождественские гимны на все авто, дети при этом — смышленый сынок лет тринадцати и рассудительная дочка лет шестнадцати (не кто-нибудь, а Джульетт Льюис) — напряженно молчат и вздыхают. Позже, когда все семейство будет брести по колено в снегу, дочка Одри задаст резонный вопрос: «А почему, мы, как все остальные семьи, не купим елку на рождественской ярмарке?», отец семейства признается, что его цель — устроить своим домочадцам СуперРождество, Самое Лучшее Рождество ever. Это желание и подведет Кларка под монастырь.
На первый взгляд может показаться, что шутки в этом фильме банальны, однако в исполнении Чеви Чейза у них появляется какое-то иное измерение и (ей-богу!) незаезженный вид. А какие диалоги. Дочка: «Из-за того, что приехали бабушка с дедушкой, мне приходится спать с братом! Это противно и безнравственно». Мама: «Не разыгрывай драму! А я сплю с твоим отцом!» Дочка: «Не хочу даже представлять, что он делает, когда меня нет в кровати». Мама: «Ну что я могу сказать? Сейчас Рождество. И нам всем плохо».
Что еще сказать? Рождество.