Перебрали в голове все фильмы, вышедшие в этом году, и готовы назвать 15 лучших картин.
Стоит посмотреть, если еще не видели.
«Внутри Льюина Дэвиса»
Кино о природе творчества, о таланте, который может поселиться (и часто селится) в полном мудаке, об успехе, который никогда не придет, и еще о том, что такое профессионализм. По Коэнам — это когда ты ненавидишь свою чертову работу и при этом никуда не можешь от нее деться. «Внутри Льюина Дэвиса» — отдельный мир, специальная система координат, своя условность, такой уровень художественного языка, на котором сегодня мало кто разговаривает.
«Волк с Уолл-стрит»
«Волк с Уолл-стрит» — как гигантская вечеринка, содержит так много соблазнов, что проснуться наутро без похмелья сможет человек только с очень сильным (и, скорее всего, молодым) организмом. Для ДиКаприо и Скорсезе этот фильм если не одна из главных афер в жизни, то уж точно самое яркое приключение.
«Нимфоманка»
«Нимфоманка», конечно, никакое не порно. Если уж и определять жанр, то это что-то среднее между эротической комедией и садистской мелодрамой. Секса здесь, впрочем, хватает, причем в самых разных вариантах. Триер раскрывает через него своих героев, как Абделатиф Кешиш — через еду. Как и «Жизнь Адель», «Нимфоманка» полностью построена на противопоставлениях. Только там, где Кешиш берет за неделимую частицу любовь, Триер требует немедленно о ней забыть.
«Далласский клуб покупателей»
Грандиозная история про триумф воли, которая учит тому, что, как банально бы это ни звучало, нужно дорожить каждым днем. При этом удивительно, как кино про смертельные болезни может быть настолько несентиментальным и в то же время жизнеутверждающим — таких фильмов, как «Далласский клуб», за десять лет появляется штук пять-шесть, не больше.
«Она»
«Она» — фильм о красивой, но изначально невозможной любви, очаровательной и оттого не менее печальной. Смотреть на то, как обычно сердитый Хоакин Феникс улыбается, танцует и играет на укулеле — бесценно.
«Отель «Гранд Будапешт»
К восьмому своему фильму Андерсон в очередной раз превзошел по легковесности самого себя. Каждый сюжетный ход точно выверен и продуман, каждая мелкая деталь служит на благо фильма и добавляет ему и без того заметного очарования.
«Отрочество»
Уверенное в себе кино, которое дышит и движется получше самого динамичного триллера — хотя бы потому, что за жизнью в ее естественном течении наблюдать гораздо интереснее, чем за сюжетом, надуманным группой неталантливых сценаристов. «Отрочество» — очень толстовская история. Не столько из-за названия, сколько из-за всеобъемлющей и лирично описанной истории становления ценностей.
«Тернер»
Классик английского кино Майк Ли привез в Канны замечательное кино, мастер-класс. Это длинная, по-диккенсовски размеренная, многослойная и глубокая биография гения: задача, сложнее которой, может быть, и не бывает.
«Класс коррекции»
За исключением фильмов Германики, «Класс коррекции» — первая серьезная попытка поговорить о наболевшем, рассказав простую человеческую историю без грамма фальши на поле, где снять без пошлости уже, казалось бы, нельзя. «Класс коррекции» — максимально живое кино: оно дышит, заставляет чувствовать, сопереживать и плакать (не столько из жалости, сколько из-за того, насколько они похожи на настоящих людей).
«Исчезнувшая»
Первый час «Исчезнувшей» — первоклассный триллер, но его образцовость спотыкается на каждом шагу о новую странность. Что-то не так в этом преступлении. Настоящий фильм проступает постепенно, как следы крови на гладком полу кухни, чтобы обернуться черной комедией на исходе первого часа. Философской притчей — ближе к финалу.
«Два дня, одна ночь»
Выдающаяся социальная драма о свободе выбора и о том, что свою судьбу определяем мы сами. Восторженный гимн гуманизму и лучшая в карьере роль Марион Котийяр.
«Одержимость»
Победитель «Санденса», претендент на «Оскара» и просто выдающийся фильм про то, насколько далеко можно зайти ради осуществления собственных амбиций.
«Зильс-Мария»
Мастерски снятая и сыгранная трагикомедия про непреклонность времени с Жюльет Бинош в роли стареющей голливудской актрисы, которую преследуют призраки прошлого. Помимо своих многочисленных художественных достоинств, «Зильс-Мария» — захватывающее исследование отношений между двумя женщинами — как творческих, так и личных.
«Интерстеллар»
«Интерстеллар» — большое кино в его спилберговском значении, фильм, речь в котором идет о чем-то более значительном, чем конфликт между персонажами. Нолан высказывается о противостоянии между человеческим видом и миром вокруг, между личностью и судьбой, о том, как сложно брать на себя ответственность за всех остальных, и о знакомом всем чувстве потери самого дорогого. «Интерстеллар» — кино с большой буквы, во всех смыслах планетарного масштаба.
«Левиафан»
Выдающийся фильм о противостоянии человека с системой и о том, что в России один в поле все-таки не воин.