Жители России скупают валюту, цены на товары растут, а эксперты говорят о неминуемости рецессии, и, кажется, выхода нет: экономика страны катится ко всем чертям.
The Village узнал, какие антикризисные проекты появились на волне экономического спада в Испании, Германии, Италии, Англии и США и как жители этих стран и их правительства пытались приспособиться к сложной ситуации.
Германия
Во время кризиса 2008 года количество безработной молодёжи в Германии было в разы меньше, чем в той же Америке. Правительство и бизнес объединились в попытке сохранить рабочие места. Чтобы избежать увольнений, компании сокращали рабочие часы для каждого сотрудника, переводя работников в режим неполной занятости. При этом половину отчислений на социальное обеспечение служащих и затраты на повышение их квалификации оплачивало государство. Благодаря принятым мерам, правительству удалось не только сохранить работу большому количеству людей, но и предотвратить утрату их профессиональных навыков.
Ещё одним важным фактором востребованности молодёжи в трудовой сфере стало распространение среднего профессионального образования. Тесное сотрудничество предприятий и школ позволило соединить теоретическое обучение с практическим. Ученики, не поступавшие в университеты, были достаточно квалифицированными, чтобы их сразу брали на работу.
Италия
Уровень безработицы в Италии достиг двадцатилетнего максимума, а четверть итальянских семей находится за чертой бедности — сейчас, как никогда, поиск еды к ужину становится настоящим испытанием. Необычным решением этой проблемы стал открывшийся в городе Модена социальный супермаркет Portobello.
Каждый человек, потерявший работу или 30 % своего дохода, может взять нужные продукты в обмен на баллы, начисляемые местными властями на специальную карту. Если этих баллов не хватает, участник программы может поработать в магазине какое-то время, за что получит дополнительные очки. Удержаться супермаркету на плаву помогают местная администрация, предоставляющая беспроцентный кредит для аренды помещения, и различные акции по сбору продуктов от жителей Италии.
Кроме того, в магазине можно найти экспертов, которые помогают участникам проекта разобраться в своих финансах и выстроить тактику по выходу из сложившейся ситуации. Создатели Portobello отмечают, что замысел состоял не только в том, чтобы накормить голодающих, но и в том, чтобы сохранить экономическое поведение безработных: у каждой вещи есть своя цена, даже если эта цена — время.
Испания
В Испании после кризиса 2008 года начали появляться «банки времени» — своеобразная социальная сеть для потерявших работу или часть дохода. Участники проекта могут обмениваться своими навыками и умениями. Например, за урок конной езды можно получить консультацию адвоката или позаниматься с учителем голландского. Для участия в программе нужно создать личный профиль и указать все свои навыки: от любви к готовке до знания карате. Основным правилом банка является равенство услуг: один час няни равен одному часу финансиста. Хотя некоторые эксперты считают, что такие учреждения вредят экономике страны из-за отсутствия налоговых выплат в бюджет государства, для многих испанцев «банки времени» стали единственным выходом в затянувшемся кризисе.
США
Разразившийся в стране ипотечный кризис лишил многих граждан США жилья. В 2008 году количество бездомных семей увеличилось на 9 % по сравнению с предыдущим годом. Для поддержки этого слоя населения правительство штатов внесло поправки в акт МакКинли-Венто — программу длительной помощи бездомным. Размер субсидий увеличился на полтора миллиарда долларов, а социальный состав групп, которым полагались гранты на аренду жилья, расширился. Во многих городах стали реализовывать проекты строительства домов с низкой себестоимостью, это жильё сдают людям без определённого места жительства по сниженным тарифам — они платят 30 % от общей стоимости. На осуществление этой программы государство выделило ещё полтора миллиарда долларов.
Дальше всех продвинулся штат Юта, где количество бездомных уменьшилось на 74 % по сравнению с 2005 годом. Помимо жилья, нуждающимся предоставляют ежемесячные пособия, социальную и медицинскую помощь, а с 2010 года здесь заработал проект по обеспечению бездомных работой. Эти меры правительство США начало вводить после того, как был обнародован доклад департамента строительства. Документ показал: содержание жилья для бездомных обходится налогоплательщикам почти в два раза дешевле поддержания их жизни на улице — 107 тысяч долларов в год против 187 тысяч долларов.
Великобритания
Недостаточно образованные люди берут, как правило, больше кредитов: низкий уровень общей грамотности приводит к тому, что люди не понимают, как распоряжаться собственными деньгами. По данным Брукингского института, наличие долгов в среднем на 10 % снижает готовность потребителей приобретать товары, что, в свою очередь, ведёт к снижению общей покупательной способности и постепенно ввергает страну в кризис.
Английские власти решили взглянуть на корень проблемы и ввести обязательные уроки финансовой грамотности в средних школах. С 7 до 11 лет детям предстоит изучать личные счета, с 11 до 14 — информацию о кредитных и дебетовых картах, займах, кредитах, основах экономики домашнего хозяйства. При этом для реализации проекта не понадобилось выделять дополнительные средства: предмет включили в учебный план по математике. В апреле 2013 года программа доказала свою эффективность: 60 % учеников заявили, что смогли правильно спланировать свой бюджет, благодаря полученным на уроках финансовой грамотности знаниям.