В августе 2012 года основатель компании Xiaomi Лэй Цзюнь поднялся на сцену пекинской «Зоны искусств 798», чтобы представить новинку, смартфон Mi2. Гаджет на платформе Android по цене чуть более 300 долларов был призван порадовать тех поклонников новых технологий, которым не по карману iPhone. В подражание Стиву Джобсу на презентацию китайский предприниматель надел чёрную рубашку-поло, джинсы и чёрные конверсы. Маркетинговый ход удался: первую партию в 50 тысяч смартфонов раскупили за 2 минуты 51 секунду. Но Лэй не стал останавливаться на достигнутом.
В прошлом году его компания стала третьим производителем гаджетов в мире после Apple и Samsung, её продажи в Азии превысили результаты этих корпораций — всего она продала 61,2 миллиона смартфонов на 12 миллиардов долларов. На этой неделе стало известно о том, что инвестировать в Xiaomi захотел было Марк Цукерберг, но ему отказали. The Village разобрался в причинах успеха азиатского новичка.
Фанат Джобса
Лэй Цзюнь вырос в пыльном промышленном городке Ухань, изучал программирование в местном университете. Ещё обучаясь в колледже, в 1987 году он прочитал книгу об основателе Apple Стиве Джобсе, и она очень на него повлияла. «Я захотел создать компанию первого класса», — вспоминал Лэй.
По окончании учёбы он пошёл работать в китайскую IT-компанию Kingsoft, а в 1998 году стал её директором. Тогда же Лэй Цзюнь стал инвестировать в интернет-проекты.
Он запустил интернет-магазин Joyo.com, который в 2004 году был выкуплен компанией Amazon за 75 миллионов долларов, а также начал помогать инвестициями начинающим предпринимателям. В 2007 году Лэй покинул Kingsoft «по состоянию здоровья», но сохранил за собой долю в компании, которую оценивали в 300 миллионов долларов.
В те годы Лэй стал звездой местного IT-сообщества: у его блога на Sina Weibo более пяти миллионов подписчиков. Несколько лет он занимался развитием мобильного браузера UCWeb, а в 2010 году основал Xiaomi.
По следам iPhone
Предприниматель привлёк 41 миллион долларов инвестиций от нескольких азиатских фондов, нанял бывшего разработчика Microsoft и Google Бин Лина, а также пять других программистов, снял небольшой офис на окраине Пекина и начал разрабатывать свой первый смартфон на Android.
Компания пыталась наладить сотрудничество с теми же фабриками и поставщиками, которые работали над iPhone, среди них — Qualcomm, Broadcom и Foxconn.
Пару лет назад компания переманила в Пекин вице-президента Google Хьюго Барру, который отвечал за платформу Android. Он стал заниматься международным развитием Xiaomi.
Цена и не только
Презентация Mi1 состоялась в августе 2011 года. Первую партию смартфонов за 310 долларов распродали за два дня. Когда через год вторая модель компании разошлась менее чем за три минуты, эксперты стали упрекать Лэя в искусственном создании дефицита.
Но Xiaomi делали ставку не только на ажиотажный спрос. Главным преимуществом гаджета была низкая цена при достоинствах, сопоставимых с продукцией iPhone или Samsung Galaxy. Чтобы удержать ценовую планку, компания отказалась от сотрудничества с дистрибьюторами и посредниками и начала продавать телефоны на своём сайте. Кроме того, обновления операционной системы начали выходить каждую пятницу, чтобы поддерживать интерес у армии так называемых Mi-фанатов.
В отличие от производителей других смартфонов на Android, которые не занимаются разработкой моделей сами, Xiaomi делали ставку на технологии. К примеру, они вложили 296 миллионов долларов в дата-центр провайдера 21Vianet Group и 40 миллионов долларов — в производителя носимых гаджетов Misfit Wearables. «Мы достигли заметных успехов, потому что инвестировали более чем в 20 разработчиков оборудования для смартфонов, — писал Лэй в обращении к сотрудникам. — Верим, что создаваемая экосистема позволит Xiaomi быстро расти».
Первый в Азии
В итоге усилия Лэя принесли плоды. В 2014 году компания утроила продажи, доведя их до 61,1 миллиона смартфонов. Выручка выросла на 135 %, до 12 миллиардов долларов. Компания стала лидером крупнейшего азиатского рынка смартфонов и вышла на третье место в мире. В ноябре Лэя признали бизнесменом года по версии Forbes Asia. В декабре компания привлекла 1,1 миллиарда долларов инвестиций от группы фондов, в которую также вошёл DST Юрия Мильнера. Деньги планировалось потратить на развитие развлекательных приложений для пользователей.
В начале января стало известно о том, что вложить деньги в Xiaomi подумывал Марк Цукерберг, но компания отклонила его предложение. Источники утверждают, что основатель Facebook собирался инвестировать небольшую сумму, но Лэй отказался из-за опасений, что сделка не понравится китайским властям (с 2009 года социальная сеть в стране запрещена).
На днях в интернет попали фотографии нового смартфона компании (у Apple такие утечки информации стали почти традицией). Официального релиза гаджета ждут со дня на день. Планы амбициозные: в этом году Xiaomi планируют продать 100 миллионов смартфонов.
«Нам нужно пересмотреть наше отношение и заново начать наш путь, — писал Лэй в начале года. — Такой компании, как наша, на рынке ещё не было. И каждым шагом мы пишем новую главу в истории индустрии».