Много мифов и пустопорожней болтовни ходит вокруг войн так называемых российских элит. Многочисленные «политологи» высчитывают, какая группа поддерживает Владимира Путина, какая относится к его противникам, а главное — на стороне кого из них сам Президент. Пора бы уже всем этим «экспертам» угомониться, ибо все более очевидно, что глава государства давно сделал ставку не на какие-то элиты, а на гражданское общество. Общество же, судя по высочайшим рейтингам доверия, в свою очередь консолидировалось вокруг Владимира Путина.
О тесном взаимодействии свидетельствуют регулярные встречи российского лидера с самыми значимыми общественниками. Это и молодежный форум на Селигере, который Путин летом прошлого года посетил уже в пятый раз, и ноябрьский «Форум действий» Общероссийского народного фронта, и диалог Президента с Советом по правам человека, который состоялся сразу после его обращения к Федеральному собранию. Выбор аудитории понятен. На Селигере ставка делалась на молодежь — тех, кто сменит нынешнее поколение и встанет у руля страны в будущем. Во «Фронтовиках» Президент видит опору для реализации «майских указов», получая от народных контролеров обратную связь напрямую. Встречи Владимира Путина и СПЧ, в свою очередь, развенчивают избитый миф о «закручивании гаек» и удушении наших прав и свобод.
«Россия нередко сталкивается с серьезными вызовами, и чтобы достойно на них ответить, укрепить наше самосознание, самостоятельность и суверенитет, нужно в первую очередь создавать атмосферу сотрудничества и доверия в обществе. Действовать в одной повестке дня», — убежден Путин.
Хотя есть тут и нюансы. В конструктивный диалог Президент вступает исключительно с теми, кто готов делать конкретные дела, а не просто сотрясает воздух, критикуя всех и вся без каких-либо альтернативных предложений. К слову, это большое заблуждение, навязываемое нам извне, будто бы в России неразвито или даже вовсе отсутствует гражданское общество. В понимании таких ораторов, оно непременно должно состоять из людей, исключительно хулящих власть и в качестве собственных действий избирающих исключительно митинги, шествия и акции протеста. Такого «гражданского общества» у нас, к счастью, действительно маловато. Зато много тех, кто готов без воплей в мегафон усердно работать на благо общества и собственной страны. Тех, кто умеет строить, не разрушая, в отличие от желающих все сломать, а потом бросить как есть.
В таком большинстве, к примеру, социально-ориентированные некоммерческие организации, о которых Президент и общественники говорили на сегодняшнем форуме «Государство и гражданское общество: сотрудничество во имя развития».
Это была встреча единомышленников. Диалог с теми, кто не кричит, что государство должно нам и то, и это, а в первую очередь задается вопросом: «Что могу сделать лично я?» И таким, кто ищет и находит ответ на этот вопрос, государство охотно в их начинаниях помогает. Путин, как представитель власти, встретился с общественниками, чтобы «сверить песни», обозначить главные направления сотрудничества руководства страны и НКО. Назвать основные болевые точки, которые есть сегодня. Определить, где государству нужно подключаться, а где общественники справятся своими силами.
Полезные инициативы некоммерческих организаций всегда находят отклик, будь то президентский указ или финансовая помощь. Так, за последние два года социально ориентированные НКО получили 7,5 миллиарда рублей в виде государственных грантов. Сегодняшние объемы финансирования некоммерческих организаций государством в пять раз превышают суммы пятилетней давности.
Реализуя тот или иной проект, общественники, как правило, не ищут славы или награды, а действуют по зову сердца: просто помогают тем, кто нуждается в помощи. Но все равно приятно, что этих людей знают и отмечают. К примеру, на прошедшем форуме добившиеся наиболее значимых результатов НКО наградили по нескольким номинациям. Причем кроме моральной поддержки победители получили и материальную — помимо президентских грантов.
Награждение, безусловно, приятная составляющая такого мероприятия, но отнюдь не основная. Главным было наметить конкретную программу действий и выработать общий курс государства и гражданского общества.
Основная часть обсуждения так или иначе сводилась к финансированию НКО. Несмотря на предложение секретаря Общественной палаты Александра Бречалова чаще обращаться к краудфандингу, то есть сбору средств в виде добровольных взносов от частных лиц, некоммерческие организации рассчитывают, что возрастет и материальная помощь от государства. В частности, обсуждалась возможность перераспределить деньги с упором на долгосрочные социальные проекты. Однако Владимир Путин предостерег, что в таком случае большинство НКО займутся долгими задачами, и не останется общественников, которые могли бы оперативно отреагировать на неожиданный вызов.
При этом Президент считает, что основную работу, а соответственно и финансирование следует переносить в регионы: «Это обоснованно. Люди в регионах острее чувствуют то, что происходит на местах». Тем более, уточнил он, опыта им иногда не хватает, и помощь очень пригодится.
Что же касается налоговых льгот и послаблений при аренде помещений для НКО, о чем также шла речь на форуме, то здесь все не так однозначно. «Как только кто-то получает хоть какие-то льготы, рядом обязательно встанут те, кто к этой деятельности прямого отношения, мягко говоря, не имеют, но используют сложившиеся правовые инструменты для того, чтобы себе обеспечить более прибыльную коммерческую работу», — объяснил Владимир Путин. Помочь социально-ориентированным НКО, безусловно, хочется, признался Президент, но для начала нужно тщательно изучить все возможные последствия и грамотно продумать, как это сделать.
К слову, о тех, кто, прячась за аббревиатурой НКО, работает вовсе не на благо общества и страны, а скорее наоборот, на форуме тоже говорили. «Обама заявил о выделении 80 млн на поддержку оппозиции в России и поддержку цензурируемых источников. Недавно мы получили доклад наших коллег — аналогичной организации во Франции, где прямым текстом говорится, что с Общественной палатой России сотрудничать нет смысла, потому что они поддерживают существующий строй, но при этом необходимо поддерживать НКО, которые проевропейские, прозападные, проамериканские», — рассказал Александр Бречалов.
Чтобы налоговые льготы и иные преференции достались исключительно социально-ориентированным организациям, общественники предложили создать единый реестр таковых. Попал в него — пользуйся преимуществами, нет — справляйся сам.
Однако при этом Владимир Путин не считает, что политическим НКО не нужно помогать финансово. Нужно, уверен он. Вот только политическая деятельность этих организаций должна быть не деструктивной, а полезной. «Когда мы говорим об НКО, работающих в политической сфере, то я считаю, что это должна быть деятельность, которая направлена на решение общенациональных задач. Скажем, совершенствование политической системы, совершенствование судебной системы, правоохранительной системы, это правозащитная деятельность, безусловно. Но НКО нельзя и недопустимо использовать в решении узкопартийных вопросов, иначе сама по себе суть некоммерческой организации пропадает», — уточнил он.
Встреча завершилась, и теперь представители НКО, заручившись поддержкой Президента, отправятся домой, чтобы воплощать в реальные дела все то, о чем было сказано за два форумных дня.