Вчера на рынке форекс случилось небывалое. Всего за 20 минут курс доллара рухнул по отношению к швейцарскому франку сразу на 26 процентов. Для тех, кто не в курсе, естественные дневные колебания основных валют относительно друг друга редко превышают один-два процента. До сих пор подобным скачкам, и то очень редко, были подвержены исключительно валюты развивающихся стран. Даже падение рубля в декабре в пиковой день 17-го числа было существенно меньше. А многочисленные аналитики и эксперты на основе обрушения на 20 процентов тут же причислили нашу валюту к мусорным. И как теперь назвать доллар? Смотрим график.
Так что же произошло? Почему ЦБ Швейцарии, совершенно не склонный на протяжении длительного времени стимулировать рост франка, вредящий национальному экспорту, вдруг допустил такое?
Есть сразу несколько ответов на этот вопрос разного уровня.
На первом, техническом уровне хорошо видно, что атака на доллар прошла примерно в 12-30 по Москве. Был пробит мощный уровень поддержки, и вечнозеленый отвесно спикировал с уровня 1.02 (франка за доллар) до отметки 0.74. Затем курс отпрыгнул и нашел новое равновесное состояние примерно в диапазоне 0.85 — 0.9.
Начало обрушения совершенно точно связано со сработавшими стопами, располагавшимися чуть ниже уровня 1.01 франка за доллар. Но это было именно начало. Далее вступили в действия маржин-колы. Обычное плечо при игре на валютном рынке составляет от 1:50 до 1:200. То есть даже резкий провал курса в 0.5-2.0 процента вызывает автоматическое закрытие позиций в виду исчезновения обеспечения. Можно только догадываться сколько сотен тысяч людей по всему миру вчера распрощались со своими капиталами. Причем скорость обвала в данном случае играет решающую роль. за 10-20 минут практически никто не успеет закинуть на игровой счет деньги для поддержания позиции, даже если эти деньги имеются. Впрочем, в данном случае это лишь помогло сохранить деньги тем, кто мог при других раскладах ввести их на рынок. Последовавший через 20 минут откат к уровню 0.9 это взятие инициатором обвала своей прибыли. То есть реальная прибыль организаторов обвала составила примерно 20%. При объемах в миллиарды долларов. Именно так. Рынок основных валют настолько ликвиден, что сдвинуть его хотя бы временно на 1% стоит примерно сто миллионов долларов. Но все сказанное лишь поверхностный, самый простой взгляд на произошедшее. Имеется еще минимум два уровня смысла.
Разобраться со вторым нам поможет еще один график. Как видим, совершенно синхронно с обрушением доллара по отношению к швейцарскому франку на форексе произошло еще одно событие. Курс доллара по отношению к евро вырос с 1.175 до 1.6
Существенное расхождение в процентах изменения курсов никого не должен обманывать. Рынок валютной пары доллар-евро главный рынок форекса. На нем постоянно вращаются совершенно несоизмеримые суммы в десятки и даже сотни миллиардов. Техническая причина провала евро все та же. Сработка стопов, традиционно располагавшихся в диапазоне 1.179-1.175. Наиболее напрашивающимся выводом является то, что Игрок, обрушивший евро, тут же продал купленные доллары против швейцарского франка. Но есть нюанс. Как видно на втором графике евро почти моментально отыграл потери и вернулся к уровню, с которого провалился. Да, позже евро снова ослаб, Но так происходит практически всегда. Уверен, что и 0.74 франка за доллар мы еще увидим в не самой отдаленной перспективе. Но сейчас важно другое. Сняв свою прибыль, инициатор падения евро почти не изменил рынок. Следовательно вероятнее другое. Доллар против франка рушил не тот. кто обваливал евро. И сама операция по обвалу доллара была местью за провал евро. И это соображение подводит нас к третьему и самому важному уровню смысла произошедшего.
О том, почему доллару критически важно в настоящий момент постоянно укрепляться по отнощению к любым другим валютам (как и драгоценным металлам, которые, кстати, вчера тоэе подосли на два с лишним процента к доллару), я два дня назад подробно расписал в посте «США в паутине противоречий». Совершенно очевидно, что во вчерашней операции франк против доллара засветились силы, которым такой сценарий явно не по нутру. И здесь нам остается только подумать, кто бы это мог быть. Вариантов по сути всего два. Либо это операция Ротшильдов против своих традиционных оппонентов из-за океана, либо это первое за долгое время проявление самостоятельной активности Роялов — старой европейской аристократии, до определенного моммента претендовавшей на роль самостоятельного Игрока в Большой Игре. Аргументы можно найти в пользу обоих предположений. Для начала еще один момент. Двадцатипроцентное изменение курса национальной валюты это не просто экономика, даже если это всего лишь чья-то спекулятивная операция. Это политик. затрагивающая национальные интересы. И либо операция полностью была согласована с ЦБ Швейцарии, либо это фактическое объявление войны, дальнейшее развитие которой мы увидим в самое ближайшее время.
Швейцарский франк всегда занимал на рынке особое положение. Это наиболее старая и традиционная валюта-убежище, в которую перетекают капиталы со всего мира (в первую очередь европейские), когда на рынке пахнет грозой. Швейцария давно научилась извлекать из этого прибыль. Фактически на рынке обращается на порядки больше франков, чем требуется для обслуживания экономики Альпийской республики. Разница это чистый эмиссионный доход ЦБ Швейцарии. Но Швейцария это страна экспортер, потому завышение курса франка ей не очень выгодно. А динамика франка определяется балансом становых доходов прибыль от экспорта/прибыль от эмиссии. В кризисные моменты, когда объемы экспорта падают и перестают давать достаточную прибыль, на выручку приходит эмиссия франка, рост его курса и компенсация выпавших доходов. Именно это балансирование и делало всегда Швейцарию устойчивой спасительной гаванью для инвесторов. Кстати, если посмотреть на динамику франка к доллару в длинной исторической перспективе (лет 20), то его рост с уровней 1.7 франка за доллар до текущих 0.9 впечатляет сам по себе и показывает, в какой на самом деле валюте предпочитают спасаться инвесторы всего мира. Кроме франка есть только еще одна валюта, ведущая себя подобным образом — сингапурский доллар (с 1.8 до настоящих 1.25).
По этой логике можно предположить. что произошедшее дело рук самого ЦБ Швейцарии. Но не все так просто. Эмиссионная прибыль не любит резких скачков. Это максимально медленное контролируемое наполнение рыночного спроса деньгами. В данном случа мы видим совершенн обратное. Что точно не вызывает сомнение, это операция против доллара. операция долгосрочная и геополитическое. Показывающая, что Европе есть где и как спасаться от насаждаемого США хаоса на континенте помимо того, чтобы как баранам идти на закланье за океан. И это очень серьезная заявка на самостоятльную Игру. Вопрос, сделано это с согласования с Фининтерном или Третий Игрок начал свою партию. Однозначно сказать сложно. Наиболее вероятно, что операция дело рук Германии. Возможно, в согласовании с Францией. Именно Германия, являющаяся нетто-экспортером больше всех заинтересована в низком курсе евро к доллару, но одновременно не заинтересована в том, чтобы полученная прибыль рухнула в пропасть вместе с зеленым. Именно для нее логично противодействовать обрушению евро не впрямую, а путем параллельного сохранения капиталов во франках. Ротшильды и Фининтерн впрямую от произошедшего не выигрывают и не теряют. Но с учетом того, что их стратегия направлена на итоговое обрушение доллара, провал доллара к франку им выгоден. Уверен, что в самое ближайшее время мы увидим продолжение этой истории. Дпаже любопытно, чем смогут ответить США. Ну кроме банальных терактов на территории Швейцарии. Мусульман хватает и там.
Ну а для России произошедшее тоже будет иметь и уже имеет значение. Чем больше Игроки Западной группы будут грызться между собой, тем нам легче. А свара там начинается нешуточная. Не случайно ни провокация в Волновахе, ни обострение боевых действий на Юго-востоке Украины практически не находят отражения в европейских и даже американских СМИ. Всем вдруг резко стало не до России и тем более не до Украины. В Европе начинается активная фаза борьбы за собственное выживание. И рано или поздно ей придется повернуться к России лицом. Просто. чтобы выжить.