Вопрос о том кому и на каких основаниях обрабатывать самый пожалуй важный ресурс который имеется у России – ее гигантские земельные угодья, на протяжении десятилетий был камнем преткновения и предметом споров в правительстве и законодательных органах власти. Земля всегда воспринималась как нечто сакральное, как предмет не подлежащий включению в рыночный хозяйственный оборот. Зачастую это было оправдано – особенно на фоне банкротства и плачевного положения бывшей советской колхозной системы в 1990-х годах. Однако начавшийся в нулевые общий экономический подъем поставил вопрос и о повышении эффективности использования земель сельхозназначения, а также нераспределенного земельного фонда муниципалитетов. Непрозрачность, отсутствие понятной и непротиворечивой системы выделения и продажи земли тормозили инвестиционный процесс на селе и, по сути, не давали возможности целым категориям фермеров, желающих эту землю обрабатывать, вести полноценную хозяйственную деятельность. Стартующая с 1 марта 2015 года земельная реформа дает новые возможности для развития отечественного сельского хозяйства и существенно улучшит инвестиционный и экономический климат на селе. Для понимания грядущих изменений в системе землепользования давайте разберемся в реформе по пунктам.
Во-первых, следует сказать пару слов о прежнем порядке выделения свободной муниципальной земли. В настоящий момент этот процесс крайне непрозрачен и решается местными властями, а исчерпывающий перечень причин для отказа в предоставлении земли не определён. В результате, создается «благоприятный» коррупционный фон при котором вопрос с межеванием и оформлением в собственность свободных муниципальных земель, примыкающих к имеющейся собственности (к примеру, у дачных участков или по соседству с крестьянско-фермерскими хозяйствами) решается только через «откат» и «занос», а иначе процесс может длиться годами. Еще одним существенным недостатком нынешней системы является то, что не регламентированы также и сроки принятия органами власти решений по муниципальной земле, и период согласований опять-таки растягивается на неопределенный срок, заставляя фермеров искать коррупционные «ходы». Как заявил заместитель министра экономического развития Павел Королёв «Определены только сроки кадастрового учёта и регистрации права собственности. Всё остальное — на усмотрение чиновников. Потенциальные покупатели земли вынуждены выступать просителями, «договариваться» с местной властью».
В ходе вводимого с 1 марта нового порядка землеотвода эти «узкие места» и возможности для злоупотреблений будут устранены. Во-первых, теперь власти не смогут бесконечно откладывать вопрос о выделении земли гражданину – не будет изнуряющих судов и хождений по инстанциям. В законе будет прописана детальная процедура по итогам которой земля с гарантией перейдет в собственность тому, кто хочет ее обрабатывать.
Во-вторых, что самое пожалуй важное – будет создана всероссийская публичная кадастровая карты, которая позволит любому человеку в режиме онлайн посмотреть наличие свободной муниципальной земли по соседству. Гражданин не просто сможет найти интересующий его участок – но и минуя «челобитное хождение» к чиновнику потребовать выставить его торги.
И это крайне важно для тех, кто решил воспользоваться так сказать «прирезкой», то есть возможностью присоединить, например, к дачному участку соседствующие бесхозные земли. Теперь приобрести и использовать такую землю можно будет на законных основаниях, по существенно более низким расценкам и в приоритетном порядке.
Также, в рамках реформы, в хозяйственный оборот будут введены большие куски федеральных земель, в частности, те, что не нужны федеральному правительству для исполнения своих полномочий. Это и земли бывших крупных госпредприятий и часть земель Минобороны, которое до сих пор обладает колоссальными земельными ресурсами, значительная часть из которых заброшена, не используется, и при этом может находиться чуть ли не в центре какого-нибудь города или поселка, не давая возможности вести жилищное строительство или заниматься сельским хозяйством. Теперь более половины федерального земельного фонда будет передана муниципалитетам, и граждане смогут потребовать выставить понравившейся участок на торги. Причем «отжать» землю под долгострой таким образом не получится – срок будет ограничен 10 годами, затем неиспользованную под застройку землю отберут.
В соответствии с новым земельным законом смогут улучшить свои жилищные условия и молодые специалисты – по истечении шести лет пользования земельным участком, выделенным муниципалитетом, они смогут получить его в собственность бесплатно. Это особенно важно для поддержки депрессивных сельских поселений и районов.
Следует отметить, что новый порядок землеотвода и, в целом, реформа не могла бы состояться без активной позиции самого общества и, в частности, Общероссийского народного фронта, который неоднократно поднимал этот вопрос в ходе своих форумов и встреч с президентом Путиным. Либерализация земельных отношений – в хорошем смысле этого слова – позволила бы, по мнению «народофронтовцев», раскрепостить частную инициативу на селе и дать людям возможность обрабатывать ее не опасаясь чиновничьих поборов и коррупционного фактора.
В целом же следует констатировать простой факт – государство решило существенным образом активизировать гражданскую предпринимательскую инициативу на местах и снять бюрократические и коррупционные барьеры, которые до последнего времени тормозили развитие фермерства в стране. Получив возможность беспрепятственно получать и обрабатывать муниципальную собственность, будет повышаться инициатива граждан на местах. Опасения же относительно того, что мол приедут некие «олигархи» и скупят землицу по дешевке, которые можно слышать из уст чуть ли не записных либералов, откровенно смешны. Так как во-первых, свободная рыночная стихия вроде бы и есть идеал либерала-рыночника –чего ж против этого протестовать? А во-вторых, никто не снимал и не собирается снимать всех требований по необходимости обработки земель сельхозназначения и строительства не землях под застройку. В условиях определенных сложностей в экономике и трудностей с денежным предложением на кредитном рынке, никакой крупный игрок не будет замораживать финансовые ресурсы в таком «долгом» инвестиционном пакете как земля. А если скупка будет производиться для налаживания сельскохозяйственного производства – то только Бог в помощь, как говорится.
Земельная реформа даст новый импульс хозяйственной жизни на селе и теперь самое главное – объяснить ее особенности и механизмы реализации самим крестьянам, дав им возможность воспользоваться открывающимися экономическими возможностями.