blockquote>В понедельник, 19 января началось заседание Совета Европейского союза по иностранным делам, на котором обсуждалась политика ЕС в отношении России. Украинские власти, видимо, уже ощущая себя частью Евросоюза, тоже решили внести свою лепту в предстоящее обсуждение. На портале «Европейская правда» появился двухстраничный документ, который украинский МИД подготовил специально к заседанию и разослал всем главам внешнеполитических ведомств ЕС.
«Украина обеспокоена идеями в Евросоюзе о том, чтобы снизить давление санкционной политики ЕС в отношении России и продолжить сотрудничество с российской властью, несмотря на то, что Москва до сих пор не принимает обязательств остановить агрессию», — многообещающе начинается документ. Далее украинские дипломаты напоминают, что санкции последовали в ответ на «нарушение Россией международного права» и предупреждают, что любые «уступки относительно санкций будут означать готовность ЕС на уступки в вопросах соблюдения международных принципов суверенитета, территориальной целостности и нерушимости границ». В общем, ни шагу назад.
Простым воззванием в Киеве не ограничились и выдвинули свои, расширенные условия для полного снятия санкций с России. По мнению Петра Порошенко сотоварищи, чтобы Европа смогла вернуться к обычным отношениям с РФ, Москва должна не только завершить «оккупацию и дестабилизацию» Крыма и Донбасса, то есть вернуть Украине полуостров и каким-то образом в одностороннем порядке прекратить гражданскую войну, но и выплатить Киеву «полную компенсацию всех убытков, нанесенных Украине».
Глава дипломатии Евросоюза Федерика Могерини уже заявила, что сегодня министры не будут принимать решений по дальнейшей судьбе антироссийских санкций. ЕС просто «запустит процесс стратегических размышлений», а окончательное решение будет принято в марте, когда завершится срок первого блока введенных Европой мер. Пока же, как сказал министр иностранных дел Дании Мартин Лидегаард, «не время обсуждать ослабление режима санкций», чтобы не послать России «неправильный сигнал».
Тем не менее, активность украинского внешнеполитического ведомства, вместе с активизацией боевых действий на Востоке Украины, наталкивает на мысль, что в Киеве действительно опасаются, как бы Брюссель и Москва не пошли на компромисс, и делают все, чтобы этого не произошло.
— На Украине обеспокоены тем, что в Евросоюзе, который сегодня оказался и под ударом исламистов, и испытывает колоссальное давление со стороны США, толкающих его в украинский конфликт, зреют протестные настроения по этому поводу, — говорит профессор факультета политологии МГУ им. М.В. Ломоносова Андрей Манойло. — У элит государств старой Европы появилось осознание того, что Вашингтон пытается использовать ЕС, как расходный ресурс в борьбе против России.
Самый очевидный расходный ресурс – это, конечно, Украина и украинский народ, который толкают в пламя гражданской войны. Но население Украины не беспредельно. Четвертая волна мобилизации показала, что в украинскую армию уже пытаются призывать детей, стариков, женщин и инвалидов. Порошенко по указке Вашингтона все-таки бросил свои войска в наступление, но оно, как всегда, проводится бездарно, и они несут колоссальные потери. Человеческий ресурс, необходимый для борьбы с Россией, нужно где-то возобновлять. Американцы рассматривают Европу в качестве такого ресурса и толкают ее на прямую конфронтацию с Россией. Европейцам это, понятное дело, не нравится.
Кстати, разногласия у Европы и США есть не только по украинскому конфликту. Американцы продавливают подписание Трансатлантического соглашения об инвестициях и торговле с ЕС и создание зоны свободной торговли. Будет выстроена еще одна управленческая надстройка, и крупные американские корпорации, которые войдут на европейский рынок, смогут диктовать национальным правительствам внешнюю и внутреннюю политику. Американцы с одной стороны пытаются приватизировать Европейский союз. С другой, они заинтересованы в том, чтобы мощь Европы таяла, перекачиваясь на Украину, чтобы Брюссель деньгами поддерживал Киев, а граждане ЕС участвовали в этом конфликте.
В Европе все это прекрасно понимают, и там зреет консолидированная протестная позиция. Этот накал достиг такой точки, что и американцы, и их украинские марионетки переживают, что европейцы под этим давлением начнут искать компромисс с Россией. Американцы этого побаиваются, но не высказывают открыто, а вот украинские власти, как любое марионеточное правительство боятся того, что если Европа начнет выстраивать собственный вектор отношений с Россией, то Вашингтон тут же забудет о своих нынешних ставленниках на Украине. И тогда они окажутся на скамье подсудимых, поскольку только поддержка Вашингтона делает их неприкосновенными. В общем, то, что у американских сенаторов и политиков на уме, у Порошенко и его команды на языке.
— По этой же причине они выдвигают заведомо невыполнимые требования?
— Начнем с того, что в Киеве вообще нет людей, которые могли бы рассматривать вариант компромиссного соглашения. Украина находится под внешним управлением США, основную роль там исполняют иностранные легионеры. Что касается национал-радикалов, нацизм в принципе не предполагает поиска каких-либо соглашений. Для них дика любая мысль о том, что Украину можно федерализировать или предоставить Донбассу особый статус.
Но главное все же в том, что нынешние власти – не самостоятельные политические фигуры. Они строго следуют инструкциям, которые им приходят из Госдепа. Им подали сигнал о том, что они должны сделать такое заявление в отношении Европейского союза, они его сделали. Пока Вашингтон не даст отмашку, что пора заканчивать боевые действия и садиться за стол переговоров, украинская власть не начнет самостоятельно искать пути выхода из этого конфликта. Что касается США, они используют конфликт, как инструмент оказания давления на Россию, и пока возможности этого инструмента не исчерпаны, они не будут предпринимать шаги в направлении реального мирного урегулирования.
Директор украинского Института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник считает, что обращение украинского МИДа может быть способом «прощупать почву» и протестировать реакцию России в вопросе выплаты компенсаций.
— Не уверен в реальности этого документа. Это может быть проект, который вбрасывается и гуляет по сети для того, чтобы тестировать общественное мнение.
— Кем вбрасывается?
— Безусловно, Украиной. Киев проверяет реакцию России и то, насколько это приемлемый вариант. Это старый прием. Вбросили, изучили, а потом скажут, что на самом деле документ совсем о другом или его вообще не существует.
Что касается перспектив ослабления санкций, в марте заканчивается срок первых ограничений, введенных ЕС против России сразу после аннексии Крыма. Для того чтобы они были продлены, нужно новое голосование и консенсус Европейской комиссии. По последней информации, от трех до семи стран Евросоюза выступают против. Среди них называют Болгарию, Кипр, Италию, то есть страны, которые сами страдают от ответных мер и падения товарооборота с Россией. Мне кажется, что в этих условиях перспектива ужесточения санкций не велика, впрочем, и полное снятие ограничительных мер тоже маловероятно. Самой реалистичной выглядит перспектива отказа от новых санкций и смягчения части уже действующих. Найти в марте консенсус относительно новых санкций Европе будет сложно.
Что касается Крыма и репатриаций, именно этот пункт и может быть тестированием позиций России. Один из вероятных путей разрешения конфликта – выплата Россией компенсации за аннексию полуострова. Да, это огромные суммы, но такой путь при определенных обстоятельствах, возможно, устроит Россию, так как позволит легализировать Крым. Конечно, будет тяжело убедить украинское общественное мнение пойти по этому пути, но Украине срочно нужны деньги, и это может быть реальным способом их получить.
Второй путь – это некое совместное управление Крымом, кондоминиум. Он обсуждается подковерно, но пока не выносится на общественное обсуждение. Зато документ, обнародованный на «Европейской правде», может быть таким общественным тестированием.
— Но ведь в документе говорится и о возвращении Крыма Украине, и о выплате компенсации?
— В политике всегда сначала предлагается максимальный порог, а компромисс находится где-то посередине. Если бы вопрос стоял бескомпромиссно, было бы написано: «Верните Крым и накажите всех», и пункт о компенсации был бы ни к чему. Но он несет определенную политическую нагрузку. В истории есть разные примеры и компенсаций, и кондоминиумов. Хотя, нужно признать, на сегодняшний день у них мало шансов для реализации. Остается много сторон, заинтересованных в продолжении военного конфликта и существовании тлеющего костра на Востоке.
— Но в принципе такая вероятность уже рассматривается?
— Думаю, что финальное решение найдут уже следующие президенты и премьеры Украины и, возможно, России. На следующем поколении политиков не будет висеть груз взаимных обид и претензий, и они смогут выйти на рациональное решение, которое устроило бы все стороны.
— И о какой компенсации за Крым может идти речь?
— В бизнесе сумма обычно считается так: стоимость объекта, умноженная на десятилетнюю перспективу. Если посчитать по такому принципу, сумма компенсации за Крым составит приблизительно 500 миллиардов долларов или 10 триллионов гривен. Учитывая то, что весь внешний долг Украины — 70 млрд. долл., а бюджет – 25 млрд. долл., это очень значительная сумма. Конечно, это огромные суммы даже для России, но и позитивы, полученные от этого всеми сторонами, нельзя измерить только деньгами.
Директор Центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ Павел Салин не верит, что речь идет о признании Крыма. Скорее, Киев просто настроен на срыв всех договоренностей Брюсселя и Москвы.
— Это входит в тренд, который сегодня проводит Украина: форсирование боевых действий на Востоке и одновременно форсирование наступления на дипломатических фронтах. Политика Киева с военной точки зрения не способствует установлению мира, а украинская дипломатия просто синхронизируется с ней. Такие документы или заявления – это риторические фигуры, не более того.
— Пункт о компенсации за Крым не может быть своеобразным сигналом для Москвы?
— Вопрос о признании Крыма российским де-юре сейчас не стоит. Определенные круги в Европе намекают Украине, что полуостров можно признать российским де-факто. Это будет значить, что вопрос Крыма просто исчезнет из риторики и повестки. Но это позиция не всей Европы, а только определенных сил, и пока что она Киеву далека. Рассчитывать, что Москва заплатит компенсацию и Киев признает Крым российским, пока не приходится.
— Чего в Киеве хотят добиться такими призывами, как-то повлиять на Брюссель?
— Власти Украины обеспокоены определенными заявлениями, которые звучат в Европе. Но, боюсь, пока этот настрой в Европе не стал общим. Украинцы просто перестраховываются. Скорее, это попытка сорвать переговоры «нормандской четверки» в Астане. Если они состоятся, Москва может поставить вопрос о коррекции части пунктов минских соглашений, а Киеву это не нужно.
Также можете посмотреть все новости Украины за сегодня