Статьи

За беспорядками в Гюмри стоят армянские прозападные олигархи

chto-zhe-sluchilos-302-4102547

В армянском городе Гюмри, где расположена 102-я российская военная база, рано утром 12-го января случилась страшная трагедия: выстрелами из автомата было убито 7 членов семьи Аветисян, включая двухлетнюю девочку и шестимесячного малыша, который скончался сегодня в больнице после удара штык-ножом. На месте жестокого преступления были найдены автомат, гильзы, военная форма со знаками отличия ВС РФ, армейские ботинки.

В этот же день руководство военной базы обнаружило отсутствие в карауле военнослужащего Валерия Пермякова с оружием и боекомплектом; немедленно организованный его розыск не дал результатов.

В ночь на 13-е января Пермяков был задержан российским пограничным нарядом при попытке незаконного пересечения армяно-турецкой границы. Дезертир был переодет в штатское, имел при себе три сотовых телефона, фонарик и небольшую сумму армянских денежных знаков. После допроса Пермяков признался в убийстве армянской семьи (по его словам, когда его обнаружили, он испугался, что его выдадут) и был арестован.

Несомненно, случившееся – большая трагедия для Армении. Министр обороны РФ С. Шойгу выразил глубокие соболезнования родным и близким погибших; Минобороны обещало оказать Армении всю возможную помощь и поддержку родственникам погибших. Соболезнования высказал и МИД РФ. Все ведомства заявили о том, что виновные в этой трагедии будут привлечены к самой суровой ответственности. Для расследования причин трагедии на российскую базу направлена комиссия Минобороны во главе с первым заместителем министра, генералом армии Аркадием Бахиным.

К сожалению, случаи дезертирства с применением дезертирами боевого оружия и массовыми жертвами случались и раньше: в России, в Алжире, в Израиле и других странах. В начале 2015 года дезертир из Северной Кореи расстрелял четверых жителей Китая. В подобных случаях помимо традиционных этапов следствия по уголовным делам требуется проведение тщательного расследования с целью определения степени вины и халатности руководства военной части.

Согласно тексту соглашения между Россией и Арменией, преступление, совершенное вне территории военной базы, расследуется органами следствия Армении. Однако военные преступления, в том числе и дезертирство, наказываются по российскому законодательству. К тому же дезертир был пойман российскими пограничниками и передан в присутствии представителей военной прокуратуры на российскую военную базу (имеющую право экстерриториальности), а Конституция РФ запрещает выдачу российских граждан. То есть имеется некоторая несогласованность правовых норм, допускающих различные решения.

В мире нет общепризнанных стандартов расследования подобных инцидентов. Процесс по уже имевшему место в 1999 году инциденту на рынке в Гюмри с участием российских военнослужащих, также сопровождающемуся гибелью местных жителей, по согласованию сторон проходил в Армении под председательством армянского судьи, процессуальные действия производились по армянскому Уголовному кодексу.

По некоторым данным, после ареста Пермякова российская сторона сразу предложила вести дело армянским следователям, однако в процессе уточнения позиций стороны сошлись на том, что вести дело будут российские следователи при участии армянских правоохранителей. Однако вскоре в Армении нашлось неожиданно много желающих трактовать такое решение как неоправданную уступку армянских властей стремлению России «крышевать преступника», хотя российские законы по отношению к дезертирам-убийцам вряд ли много мягче армянских. Начались волнения, попытки осады российской базы и российского консульства, массовые акции протеста, сопровождавшиеся забрасыванием полицейских бутылками и камнями; в больницы обратилось более двух десятков человек.

Предпосылки к такому повороту дел можно разделить на объективные и субъективные (рукотворные). Объективным фактором можно назвать горячий темперамент и эмоциональность, присущие многим южным нациям. Темперамент накладывается на бескомпромиссность и обостренное восприятие как реальных, так и мнимых обид (так называемый комплекс младшего брата), характерные для жителей древней страны, испытавшей на своем историческом пути множество невзгод.

Однако нашлись и желающие вполне сознательно плеснуть бензина на тлеющие угли. Молниеносно о трагедии сообщила «Вашингтон пост» . Российский оппозиционный телеканал «Дождь» делает новости о происходящем в Гюмри ведущим информационным событием. По примеру майдана организуется прямая трансляция беспорядков через интернет. Накал страстей тщательно разогревается в ряде армянских сетевых изданий. Утверждается, например, что «Москва открыто растоптала закон и достоинство Армении», появляются требования вывести военную базу с территории страны.

Некий «аналитик Игорь Мурадян» пишет «Данное зверское убийство, при всей технической простоте, совершено в двух целях: запугать армян; расширить институциональное положение военной базы». Зачем России запугивать Армению, когда у нее рядом есть имеющие к ней претензии Азербайджан и Турция? Подобные предположения скорее говорят о склонностях характера самого «аналитика»: вероятно, авторитета на родной улице он добивается именно «технически простыми» убийствами соседей, оттого лишь такой логикой и пользуется. В другом тексте этот же «аналитик» пишет: «Зачем сидеть парню за 6 армяшек. Подумаешь, на шестерых меньше этих тварей». Вот так рассуждает русский народ». Вполне очевидны попытки взрослого человека самому придумать оскорбление в свой адрес, затем самому же на него обидеться. Что ж, очень практично.

На самом же деле к посольству Армении в Москве приносят цветы; многие приняли участие в церемонии зажжения свечей.

Надо понимать, что в Армении, как и в большинстве стран постсоветского пространства, сложилась своя разновидность олигархически-кланового капитализма. И конкурирующие кланы, нередко имеющие свои политические партии, всегда готовы использовать любые потенциально слабые стороны нынешних политических лидеров Армении, чтобы подорвать их легитимность, отстранить от власти.

Часть кланов считают пророссийскую ориентацию во внешней политике и вступление в Таможенный союз ЕврАзЭС ошибкой, полагая, что Армения, ориентируясь на США и опираясь на влияние своей диаспоры в странах Запада, могла бы стать «вторым Израилем». Конечно, такие настроения трудно назвать здравыми, памятуя о печальной судьбе многих проамериканских режимов, легко брошенных в разжигаемую печку «управляемого хаоса» господами из Госдепа. Но сторонники указанного подхода всё-таки есть; и какое-то время армянские политики (параллельно с украинскими) всерьёз обсуждали перспективы ассоциации с ЕС.

Надо признать, что многие детали происшествия еще требуют расследования. Как получилось, что призывник, только в декабре попавший на военную базу, в январе уже остается один на посту с боевым оружием? Случайно ли то обстоятельство, что отец В. Пермякова, как выяснилось, служит пастором в харизматической церкви «Вера, надежда, любовь» в городе Балей Забайкальского края? Нет ли в событии признаков очень своевременной политической провокации?

Массовые волнения в Гюмри и в Ереване привели к тому, что передача следствия армянским правоохранительным органам стала, напротив, осложняться: выкрикивающая лозунги и готовая драться толпа не имеет ничего общего с законным следствием и судом. Тем не менее, как и прежде, ясно, что в расследовании на всех его этапах будут принимать участие как армянская, так и российская сторона. А вот взаимного доверия в отношениях двух стран уже стало заметно меньше, — и потерянное за эти дни придётся нарабатывать вновь.
Источник

По теме:

1 комментарий

Ирина Ирина 21.01.2015 at 23:42

а не за водкой ли он шел? или еще за чем похуже…

Ответ

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.