По данным компании Frost & Sullivan, количество участников «корпоративных социальных платформ» во всем мире к 2018 году увеличится до 535 млн человек против 208 млн в 2013-м. Под такими платформами понимаются приложения и сервисы для обеспечения коммуникаций внутри компании, которые от традиционной электронной почты значительно более высокая скорость работы и удобство в использовании. В целом около 2 млрд сотрудников компаний могут получить пользу от использования корпоративных социальных технологий – это огромный рынок, утверждает директор по инвестициям RunaCapital Дмитрий Гальперин.
По прогнозу исследовательской фирмы Gartner, компании во всем мире в 2015 году потратят на корпоративное программное обеспечение $344 млрд, или на 7,3% больше, чем годом ранее. Рынок инструментов для внутрикорпоративных коммуникаций исследователи отдельно не оценивают.
Facebook at Work – сервис не для широкой аудитории: приложение позволит создавать «рабочие» учетные записи, в которых не будут отражаться данные из личных аккаунтов пользователей. Зарегистрировавшись в корпоративной сети, сотрудники компании смогут общаться в чате, обмениваться информацией, создавать группы для совместной работы над проектами, обмениваться файлами. Внешне все будет похоже на привычную соцсеть: можно будет «лайкать», делать перепосты и подписываться на сообщения других пользователей.
Как компания собирается монетизировать новый сервис, пока неизвестно. Привычная схема для Facebook – набирать аудиторию и продавать рекламу – в данном случае не сработает. Как предполагает The Wall Street Journal (WSJ), вероятнее всего, за пользование корпоративной соцсетью будет взиматься абонентская плата.
Одним из основных игроков на этом рынке считается деловая социальная сеть Yammer, которую в 2012 году за $1,2 млрд приобрела Microsoft. На момент покупки, по данным The Guardian, проект собрал около 4 млн корпоративных пользователей, пятая часть из которых – платные. По данным компании GG Network, с тех пор количество пользователей выросло вдвое.
Другой ключевой игрок – компания Atlassian, которая в 2012-м купила корпоративный мессенджер Hipchat. В отличие от Yammer и Facebook at Work это приложение построено не по принципу соцсети: общение происходит в чат-комнатах, которые создаются для отдельных тем. Точных данных о количестве пользователей сервиса компания не раскрывает. На запрос РБК компания не ответила.
Часто для обмена информацией внутри компании используются также неспециализированные сервисы, такие как Telegram (новый проект основателя социальной сети «ВКонтакте» Павла Дурова) или Skype. Практически все игроки этого рынка, за исключением Telegram, используют бизнес-модель freemium – сам сервис бесплатный, но часть пользователей платят за дополнительные возможности и снятие ограничений. Например, в платной версии Hipchat становятся доступны видеочаты, телеконференции и расширенный набор опций. Yammer берет плату за расширенные возможности администрирования, что важно для крупных компаний.
Новичок рынка – мессенджер Slack – предназначен только для общения внутри рабочих групп: пользователи могут писать лишь своим коллегам, а не всем пользователям сервиса. Сервис был запущен в августе 2013-го и сейчас оценивается в $1,12 млрд. По данным CrunchBase, Slack собрал $180 млн инвестиций. Ключевые инвесторы проекта – Kleiner Perkins Caufield & Byers и венчурный фонд Google Ventures. По информации WSJ, на конец октября 2014-го количество пользователей, которые заходили на сервис ежедневно, за три месяца выросло более чем в два раза и достигло 268 тыс. В декабре у сервиса было 350 тыс. ежедневных пользователей, 100 тыс. из них – платных, рассказал РБК представитель Slack.
Тенденция к переходу на внутрикорпоративные мессенджеры сейчас только набирает обороты, и через десять лет почти каждая команда будет использовать какой-нибудь специализированный инструмент вместо почты, утверждает сотрудник Slack.
Две модели
Есть две кардинально противоположные модели коммуникаций, востребованные на рынке разными типами компаний, рассказывает руководитель отдела международного маркетинга компании «Битрикс24», предлагающей клиентам свою версию корпоративных сетей, Дмитрий Давыдов. Первая, ярким представителем которой является Slack, концентрирует внутри мессенджера работу с различными внешними сервисами – Dropbox, Evernote, Asana, BaseCamp, сервисами работы с документами и др. По мнению Давыдова, они удобны для небольших организаций или фрилансеров. Главный минус этой модели – опасность, что сотрудник, уходящий из компании, заберет с собой все наработанные его коллегами данные.
Во второй модели, по которой работает сервис «Битрикс24», все данные: документы, переписка, задачи, бухгалтерия, почта – хранятся в одном месте. «Считаем, что Slack сейчас популярен на волне мгновенных коммуникаций. Но для больших корпораций, устойчивых бизнесов, где компания заботится о защите внутренней информации, такие сервисы, как Slack, не подойдут», – утверждает Давыдов.
Однако Slack, который начинался как мессенджер для небольших компаний, сейчас все чаще используют в крупных корпорациях. На Западе он популярен главным образом в двух нишах: среди представителей технических специальностей и среди журналистов. Его, например, используют такие СМИ, как The New York Times, NBC News, TheGuardian и многие другие.
В мотивационном письме к разработчикам Slack основатель проекта Стюарт Баттерфилд объясняет, что нужно клиентам: «Мы продаем не софт… Мы не найдем достаточного количества покупателей… Поэтому мы продаем организационные изменения. Софт – всего лишь часть продукта, которую мы сделали и поставляем (и способ получить нашу долю). Мы продаем уменьшение информационной нагрузки, освобождение от стресса, новую возможность выборки из огромных архивов, которые без этого бесполезны».
Клиенты Slack получают доступ для неограниченного числа пользователей, возможность интеграции с пятью внешними сервисами и доступ к архиву до 10 тыс. сообщений. Когда компания понимает, что этого ей недостаточно, но отказываться от удобного сервиса не хочет, она превращается в платного пользователя: за снятие ограничений и дополнительные возможности придется платить от $8 в месяц за одного пользователя.
Попытки создать единый сервис для внутрикорпоративного общения, который вытеснил бы Skype, электронную почту и прочие устаревшие средства коммуникации, предпринимались уже неоднократно. Главным конкурентом Slack считается Hipchat. Ранее в Hipchat действовал лимит на количество пользователей: если набиралось более пяти, то компании приходилось платить по $2 с человека. Весной ограничение было снято – из-за возрастающей популярности более молодого конкурента.
«Выбирая корпоративный мессенджер, мы много чего перепробовали. Где-то было дорого, где-то – плохая техподдержка. Внимательно посмотрели, кто чем пользуется из компаний, которые нам нравятся. eBay, Soundcloud, Buzzfeed, Verge, Stripe – все используют Slack. В итоге и мы пришли к нему», – утверждает гендиректор сервиса по продаже билетов Corner Артем Коновалов. «Раньше был Skype, теперь Slack. В Skype, чтобы передать файл, оба участника должны быть онлайн. А в Slack это можно сделать офлайн», – объясняет гендиректор и основатель Eduson.tv Елена Масолова. По мнению директора и основателя Aitarget Ильи Лагутина, главные преимущества Slack – в удобной организации тематических чатов, интеграции с множеством других сервисов и кросс-девайсность.
«Востребованность чатов высокая, и в стартапах, и в корпорациях, – говорит директор по продукту компании «Мегаплан» Дмитрий Плотников. – Де-факто все сотрудники пользуются персональными чатами для решения рабочих вопросов. Когда требуется мгновенная реакциop.rbc.ru/technology_and_media/20/01/2015/54b799a39a7947025dd85a19″ target=»_blank» rel=»nofollow»>Источник