В Мире

Почему Давос отдали Киеву: Порошенко поехал, а Путин и Медведев — нет

В Давосе начинается очередной Всемирный экономический форум. Его лейтмотив сформулирован по традиции без углов: «Новый геополитический контекст». Как обычно, форум посвящен самым актуальным вызовам, на этот раз они действительно геополитические. Для Европы главный риск — это противостояние на Украине. Однако формально эта тема в повестку не включена, это сделано только потому, что Москва дала понять, что не собирается ее в Давосе обсуждать.

Украинская тема в Давосе, конечно, все равно прозвучит. Туда направляется небывало многочисленная делегация из Киева во главе с Петром Порошенко, будут там лидеры ЕС и госсекретарь США Джим Керри. Но ни Владимир Путин, ни Дмитрий Медведев в Давос не приедут, российская делегация подчеркнуто экономическая, ее возглавит Игорь Шувалов.

Основатель ВЭФ профессор Клаус Шваб, скорее всего, мечтал о том, что его форум может дать толчок смягчению конфликта на Украине. Он сам как частное лицо сделал для этого все возможное. В сентябре 2014 года по его приглашению в его доме в Женеве прошла встреча руководителей 16 крупных компаний из России, Украины, ЕС и США, которым удалось договориться о совместном заявлении, смысл которого — призыв к политикам о необходимости сохранить мир. Но в январе 2015 года даже собрать политиков первого ряда в Давосе Швабу не удалось.

По сути, Москва уступила Давос Киеву, Брюсселю и Вашингтону.

Почему? Российские политики не захотели оказаться в роли обвиняемых. Понятное стремление, хотя переговоры — это работа политиков. Надеюсь, они не прерываются, Давос для этого замечательная площадка. Но надежда слабая: я не знаю, кто из официальных представителей России мог бы справиться с ролью кризисного менеджера. У нас все замыкается на первое лицо. А это попросту неэффективно.

Вспомним первую программу Сергея Минаева «Право знать!», вышедшую в эфир 19 апреля 2014 года. На вопросы журналистов отвечал Дмитрий Песков, пресс-секретарь Владимира Путина. Он рассказал удивительную и тревожную историю. Песков утверждал, и не верить ему нет никаких оснований, что ответственнейшее решение о присоединении Крыма Владимир Путин принимал в полном одиночестве.

Почему один? Наверное, потому что решение надо было принимать быстро и так, чтобы гарантированно не было утечек. Но это логика спецопераций, логика политических решений совсем иная. Фактор времени, конечно, имеет значение, но решение просто необходимо успеть взвесить с разных сторон. Разными людьми.

Мне вспоминается давняя фраза Путина, которую в свое время не раз обыгрывали коллеги-журналисты. Путин сказал: «После Махатмы Ганди и поговорить не с кем!» Конечно, это была шутка. Но очень грустная.

Если Путину не с кем в своем ближайшем окружении обсудить такой вопрос, как судьба Крыма, то никакого близкого окружения у него попросту нет. Есть те, кто рядом, но занимаются своим бизнесом, есть те, кто готов выполнить поручения, но нет тех, с кем можно вместе подумать, обсудить сомнения и колебания. Рядом нет того, кто готов не просто чего-то просить или что-то исполнять, а спорить, именно спорить, потому что при принятии решения необходимы оппоненты, серьезные, а не «ролевые».

Путин не нашел никого. Таков его стиль.

Крым наш и нашим останется. Но цена оказалась непредвиденно высокой. Она выражается в том, что Россия на пути в изгои. И политически, и экономически, и технологически. Надо не закрывать глаза на то, что наше пока еще настоящее импортное. Все эти гаджеты, автомобили и многое другое мы ввозим, системы управления даже в вооружениях не обходятся без не наших чипов. Импортозамещение, не в сегодняшних, правда, размерах, давно назрело. Но даже при самом благоприятном исходе это потеря самого невосполнимого ресурса — времени. Мы откатываемся назад, откуда уже можем не вернуться.

Необходимо ломать тренд на изоляцию. А значит, не уходить от переговоров.

В Давосе будет Кудрин. Может быть, с миссией неформального переговорщика? Она должна быть выполнена.

Пока прогнозы исходят из того, что санкции — это надолго, хотя есть и сигналы о возможности их смягчения. Это обычное приглашение к торгу. Им надо воспользоваться. Но как всерьез развернуть нынешний превалирующий тренд продолжения давления на Россию?

Первый шаг очевиден — стремиться к результативному урегулированию на юго-востоке Украины, исходя из того, что национальным интересам России противоречит расчленение Украины. Без своих основных промышленных регионов эта страна станет бедным, совершенно оголтелым антироссийским, почти террористическим государством. Нам такой сосед не нужен.

Но если этот шаг окажется недостаточным или действия России будут восприняты как недостаточные, что еще мог бы сделать Путин?

В его распоряжении остается джокер. Слухи о возможных кадровых перестановках регулярно накатывают. И не только слухи. Алексей Кудрин прямо говорит о необходимости новых кадровых решений и в правительстве, и в крупнейших госкомпаниях. Возможно, это просто призыв, но полностью исключать тот факт, что перестановки возможны и Кудрин что-то о такой подготовке знает, не стоит.

Джокер — это и есть новые кадры. И прежде всего назначение Кудрина новым премьером. Такой шаг точно приблизил бы окончание войны санкций.

Он, правда, не в стиле Путина, так что вероятность появления джокера невелика. Но она все-таки есть.

Источник

По теме:

1 комментарий

Упаси Боже нас от таких джокеров 22.01.2015 at 11:11

Упаси Боже нас от таких джокеров

Ответ

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.